Урок кровь и лимфа

Урок кровь и лимфа thumbnail

«Внутренняя среда организма:
кровь, лимфа, тканевая жидкость»

Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (крови, лимфы, тканевой жидкости), связанных между собой и принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ. Внутренняя среда организма осуществляет связь между всеми органами и клетками тела. Для внутренней среды характерно относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств, которое поддерживается непрерывной работой многих органов.

внутренняя среда организма

Кровь — ярко-красная жидкость, циркулирующая в замкнутой системе кровеносных сосудов и обеспечивающая жизнедеятельность всех тканей и органов. В организме человека содержится около 5 л крови.

Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет промежутки между клетками. Она образуется из плазмы крови, проникающей через стенки кровеносных сосудов в межклеточные пространства, и из продуктов клеточного обмена веществ. Её объём составляет 15—20 л. Через тканевую жидкость осуществляется связь между капиллярами и клетками: путём диффузии и осмоса через неё передаются питательные вещества и О2 из крови в клетки, а СО2, вода и другие продукты жизнедеятельности — в кровь.

В межклетниках начинаются лимфатические капилляры, которые собирают тканевую жидкость. В лимфатических сосудах она превращается в лимфу — желтоватую прозрачную жидкость. По химическому составу она близка к плазме крови, но содержит в 3—4 раза меньше белков, поэтому обладает небольшой вязкостью. В лимфе содержится фибриноген, и благодаря этому она способна свёртываться, хотя и гораздо медленнее, чем кровь. Среди форменных элементов преобладают лимфоциты и очень мало эритроцитов. Объём лимфы в организме человека составляет 1—2 л.

Основные функции лимфы:

  •  Трофическая — в неё всасывается значительная часть жиров из кишечника (при этом она приобретает беловатый цвет за счёт эмульгированных жиров).
  • Защитная — в лимфу легко проникают яды и бактериальные токсины, нейтрализующиеся затем в лимфатических узлах.

Состав крови

Кровь состоит из плазмы (60 % объёма крови) — жидкого межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов (40 % объёма крови) — эритроцитов, лейкоцитов и кровяных пластинок (тромбоцитов).

состав крови

Плазма — вязкая белковая жидкость жёлтого цвета, состоящая из воды (90— 92 °%) и растворённых в ней органических и неорганических веществ. Органические вещества плазмы: белки (7—8 °%), глюкоза (0,1 °%), жиры и жироподобные вещества (0,8%), аминокислоты, мочевина, мочевая и молочная кислоты, ферменты, гормоны и др. Белки альбумины и глобулины участвуют в создании осмотического давления крови, транспортируют различные нерастворимые в плазме вещества, выполняют защитную функцию; фибриноген участвует в свёртывании крови. Кровяная сыворотка — это плазма крови, не содержащая фибриногена. Неорганические вещества плазмы (0,9 °%) представлены солями натрия, калия, кальция, магния и др. Концентрация различных солей в плазме крови относительно постоянна. Водный раствор солей, который по концентрации соответствует содержанию солей в плазме крови, называется физиологическим раствором. Он используется в медицине для восполнения недостающей в организме жидкости.

Эритроциты (красные кровяные клетки) — безъядерные клетки двояковогнутой формы (диаметр — 7,5 мкм). В 1 мм3 крови содержится примерно 5 млн эритроцитов. Основная функция — перенос О2 от лёгких к тканям и СО2 от тканей к органам дыхания. Окраска эритроцитов определяется гемоглобином, состоящим из белковой части — глобина и железосодержащего гема. Кровь, эритроциты которой содержат много кислорода, ярко-алая (артериальная), а кровь, отдавшая значительную его часть, — тёмно-красная (венозная). Эритроциты образуются в красном костном мозге. Срок их жизни — 100—120 дней, после чего они разрушаются в селезёнке.

элементы крови

Лейкоциты (белые кровяные клетки) — бесцветные клетки, имеющие ядро; их основная функция — защитная. В норме 1 мм3 крови человека содержит 6—8 тыс. лейкоцитов. Некоторые лейкоциты способны к фагоцитозу — активному захватыванию и перевариванию различных микроорганизмов или отмерших клеток самого организма. Лейкоциты образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах, селезёнке и тимусе. Продолжительность их жизни — от нескольких дней до нескольких десятков лет. Лейкоциты делятся на две группы: гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы), содержащие зернистость в цитоплазме, и агранулоциты (моноциты, лимфоциты).

Тромбоциты (кровяные пластинки) — мелкие (2—5 мкм в диаметре), бесцветные, безъядерные тельца округлой или овальной формы. В 1 мм3 крови насчитывается 250—400 тыс. тромбоцитов. Основная их функция — участие в процессах свёртывания крови. Тромбоциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезёнке. Продолжительность их жизни — 8 дней.

Функции крови

Функции крови:

  1. Питательная — доставляет тканям и органам человека питательные вещества.
  2. Выделительная — удаляет через органы выделения продукты распада.
  3. Дыхательная — обеспечивает газообмен в лёгких и тканях.
  4. Регуляторная — осуществляет гуморальную регуляцию деятельности различных органов, разнося по организму гормоны и другие вещества, усиливающие или тормозящие работу органов.
  5. Защитная (иммунная) — содержит способные к фагоцитозу клетки и антитела (специальные белки), препятствующие размножению микроорганизмов или нейтрализующие их ядовитые выделения.
  6. Гомеостатическая — принимает участие в поддержании постоянной температуры тела, рН среды, концентрации ряда ионов, осмотического давления, онкотического давления (часть осмотического давления, определяемого белками плазмы крови).
Читайте также:  Как остановить вытекание лимфы народными средствами

функции крови

Свёртывание крови

Свёртывание крови — важное защитное приспособление организма, предохраняющее его от потери крови при повреждении сосудов. Свёртывание крови — сложный процесс, состоящий из трёх этапов.

На первом этапе вследствие повреждения стенки сосуда происходит разрушение тромбоцитов и высвобождение фермента тромбопластина.

На втором этапе тромбопластин катализирует превращение неактивного белка плазмы протромбина в активный фермент тромбин. Это превращение осуществляется в присутствии ионов Ca2+.

На третьем этапе тромбин превращает растворимый белок плазмы фибриноген в волокнистый белок фибрин. Нити фибрина переплетаются, образуя густую сеть в месте повреждения кровеносного сосуда. В ней задерживаются клетки крови и формируется тромб (сгусток). В норме кровь свёртывается в течение 5—10 минут.

свертывание крови

У людей, страдающих гемофилией, кровь не способна свёртываться.

Это конспект по теме «Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Группы крови. Иммунитет
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Источник

Задачи:

  • Образовательные –закрепить знания о
    строении и функциях крови, об иммунитете; изучить
    движение крови и лимфы в организме
    человека;рассмотреть особенности строения
    органов кровообращения; продолжить формирование
    умения работать с текстом учебника и раздаточным
    материалом.
  • Воспитательные – формирование
    диалектико-материалистического мировоззрения.
    Воспитание самостоятельного мышления,
    собранности, сосредоточенности,
    санитарно-гигиенических навыков, привычки к
    здоровому образу жизни, потребности к
    физическому совершенствованию.
  • Развивающие – развитие устойчивого
    произвольного внимания, памяти, логического
    мышления, мыслительных способностей учащихся
    (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
    абстрагирования). Развитие умений сравнивать и
    обобщать.

О б о р у д о в а н и е: Таблицы
“Кровеносная система”, “Схема
кровообращения”, “Строение сердца”, модель
“Сердце”, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает
доброжелательную рабочую атмосферу, проверяет
готовность рабочего места учащегося.

II. Проверка знаний.

Устный опрос.

  1. Каково значение крови в организме человека?
  2. Из чего состоит кровь?
  3. Какие клетки крови вы знаете?
  4. Какие функции они выполняют?
  5. Что такое плазма крови?
  6. Как происходит свертывание крови?
  7. Что такое фагоцитоз?
  8. Какие механизмы препятствуют проникновению
    микробов в организм?
  9. Какое явление называется иммунитетом?
  10. Какие бывают виды иммунитета?

Работа с дидактическими
карточками-заданиями. Письменно работают пять
учащихся в рабочих тетрадях.

Карточка № 1.

  1. Из чего состоит кровь?
  2. Охарактеризуйте плазму крови? Каковы ее функции
    в организме?

Карточка № 2.

Опиши внутреннюю среду организма.

Внутренняя средаСоставМестонахождениеФункции
Тканевая жидкость   
Лимфа   
Кровь   

Карточка № 3.

  • Какие клетки крови участвуют в свертывании
    крови? Какова биологическая роль этого процесса?

Карточка № 4.

Опиши клетки крови и их значение.

ФормаЯдраКоличество (в 1 мм3)Значение
    

Карточка № 5.

Рассмотри схему “Иммунитет” и заполни пустые
клетки.

Игра “Угадай по описанию”.

  1. Осуществляет связь между органами, участвует в
    регуляции работы организма, защищает организм,
    жидкая, красная. (Кровь).
  2. Безъядерные клетки, мелкие, двояковогнутой
    формы, эластичные, содержат гемоглобин.
    (Эритроциты).
  3. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы,
    способны к амебоидному движению, могут проникать
    сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).
  4. Кровяные пластинки, безъядерные, образуются в
    красном костном мозге, участвуют в свертывании
    крови. (Тромбоциты).
  5. Межклеточное вещество крови, жидкая, на 90%
    состоит из воды, играет роль питательного
    раствора. (Плазма).
  6. Бывает естественным, бывает искусственным,
    защищает организм, особый механизм
    препятствующий проникновению микроорганизмов.
    (Иммунитет).
  7. Жидкость, омывающая клетки организма,
    прозрачная, бесцветная, проходит через
    биологические фильтры – узлы. (Лимфа).

III. Изучение новой темы.

“Не всякий человек, познавший глубины своего
ума, познал глубины своего сердца”.
Франсуа Ларошфуко

Актуализация знаний на основе
повторения материала прошлых курсов о животных.

Что такое кровообращение? (Движение крови по
сосудам.) Какова его роль в жизни млекопитающих
животных? (Кровь двигаясь по сосудам, разносит по
организму питательные вещества и кислород,
выносит из организма углекислый газ и другие
продукты распада.)

Назовите органы кровообращения, образующие
кровеносную систему. (Сосуды и сердце – органы
кровообращения.)Слайд 2.

Рассказ учителя.

1. Строение кровеносных сосудов.

Читайте также:  Что такое лимфа ног

Кровеносные сосуды – полые трубки с
трехслойными стенками. Внутренний слой
образован плоскими клетками. Средний слой
состоит их эластичных волокон и гладких мышц.
Наружный слой образован соединительной тканью. Слайд
3.

Различают артерии, вены и капилляры. Слайд 4.
Названия сосудов артерия и вена говорят о
направлении движения крови, а не о том, какая
кровь в них течет. Артерия – сосуд, по которому
кровь движется от сердца к органам, а вена –
сосуд, по которому кровь движется от органов к
сердцу. Слайд 5.

2. Круги кровообращения.

Движение крови происходит по двум замкнутым
системам сосудов – большому и малому кругам
кровообращения. Слайд 6.

Большой круг кровообращения – это путь крови о
левого желудочка (артериальная кровь) через
артерии, капилляры и вены (венозная кровь от всех
органов тела) до правого предсердия. По большому
кругу кровь движется примерно 21 -23 с, а общее
время ее кругооборота – 25 -27 с.

Из правого предсердия венозная кровь попадает
в правый желудочек, а из него направляется по
малому кругу в легкие. Через стенки капилляров и
и легких происходит газообмен, в результате
которого венозная кровь превращается в
артериальную.

Насыщенная кислородом артериальная кровь из
левого предсердия перетекает в левый желудочек.
Время кругооборота крови по малому кругу – 4 -5 с.

3. Строение сердца.

На каждой парте разборная модель сердца.

Сердце – полый мышечный четырехкамерный орган.
Его масса у взрослого человека составляет 250 – 300
г.

Сердце лежит в грудной полости между легкими,
немного левее средней лини тела. Слайд 7.

Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой,
образующей замкнутый мешок – околосердечную
сумку. По форме сердце напоминает уплощенный
конус и состоит из двух частей: правой и левой.
Каждая часть включает предсердие и желудочек.

Между предсердиями и желудочками находятся
соединяющие отверстия со створчатыми клапанами.
На границе желудочков сердца с аортой и легочной
артерией расположены полулунные клапаны. Они
имеют вид кармашков на стенках этих сосудов.
Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы,
при которой сокращаются желудочки. Полулунные
клапаны всегда закрыты, кроме фазы сокращения
желудочков.

IV. Закрепление темы.

Работа с тестовыми заданиями.

1. Сосуды, по которым кровь течет от сердца,
называются:

А) Артерии

Б) Вены

В) Капилляры

2. Мельчайшие кровеносные сосуды:

А) Артерии

Б) Вены

В) Капилляры

3. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:

А) Артерии

Б) Вены

В) Капилляры

4. Прочными и упругими стенками обладают:

А) Артерии

Б) Вены

В) Капилляры

5. Большой круг кровообращения начинается:

A) В правом желудочке

Б) В левом предсердии

B) В левом желудочке

6. В малом круге кровообращения кровь
насыщается:

A) Кислородом

Б) Углекислым газом

B) Азотом

V. Подведение итогов работы.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу
на уроке. Делает выводы по теме урока.

VI. Домашнее задание.

Изучить материал учебника с.4 – 9. В рабочей
тетради выполнить задания № 123-126

Список использованной литературы.

  1. Козачек Т. В. Биология. 8 класс: поурочные планы
    по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина “Человек”. В.
    “Учитель”, 2006.
  2. Маш Р. Д., Драгомилов А. Г. Биология. Человек: 8
    класс: Методическое пособие. М. “Вентана-Граф”,
    2005.
  3. Спиридонова Н. Ю. Биология. 8 класс:
    учебно-методическое пособие к учебнику Н. И,
    Сонина, М. Р. Сапина “Биология. Человек. 8 класс”.
    М. “Дрофа”. 2010.

Источник

Урок биологии по теме “Движение крови и лимфы в организме”

Задачи:

  • связать ранее изученный материал о кругах кровообращения и работе сердца с новой темой;

  • выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах;

  • показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов;

  • помочь овладеть логикой экспериментального доказательства.

Оборудование: кодоскоп с кодограммой “Круги кровообращения”, “Опыт Мосса”, “График скорости движения крови”, “Распределение крови в человеческом организме”.

Для лабораторной работы: инструктивные карточки, линейки, часы с секундной стрелкой.

Продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека.

Проведём небольшую разминку:

  • В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)

  • В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)

  • Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце)

А теперь вопросы посерьёзнее (тест):

1. Любой круг кровообращения начинается

а) в предсердиях;
б) в желудочках;
в) в капиллярах.

2. Артерии – это сосуды, несущие

а) только артериальную кровь;
б) только венозную кровь;
в) кровь от органов к сердцу;
г) кровь от сердца к органам.

3. Мышечный слой сердца называется

Читайте также:  Тест лимфа 8 класс

а) эпикард;
б) миокард;
в) эндокард.

4. В состоянии покоя у человека открыто для кровотока

а) 5-10% капилляров;
б) 20-30% капилляров;
в) 70-80% капилляров.

5. Сосуды под воздействием симпатической нервной системы

а) сужаются;
б) расширяются;
в) не изменяются.

Сегодня мы узнаем зачем, куда, почему и как движется кровь по сосудам.

Зачем? Зачем происходит движение крови в организме?

Вспомним функции кровеносной системы.

(транспортная, защитная, терморегулирующая, гуморальная)

Куда?

Когда-то, в 1553 году первооткрыватель малого круга кровообращения испанец Мигуэль Сервет был сожжен на костре.

В 1628 году Ульям Гарвей открыл второй большой круг кровообращения, в результате чего был лишён врачебной практики и потерял своё состояние.

Открытия этих учёных не были признаны долгое время. Они и думать не могли, что их учение о кругах кровообращения будет знать каждый ученик …

Итак, как движется кровь по большому и малому кругам кровообращения?

(Ответ ученика с использованием кодограммы “Круги кровообращения”)

Почему?

Почему движется кровь? Назовите возможные причины движения крови. Беседа, в ходе которой учащиеся приходят к следующему выводу:

  1. работа сердца;

  2. разность давления в сосудах;

  3. сокращение мыщц;

  4. наличие клапанов в веных;

  5. присасывающая сила при вдохе.

(Вывод записывается в тетрадь)

Как?

Кровь движется непрерывным потоком. В единицу времени к сердцу притекает столько же крови, сколько выходит из желудочков.

Так как кровь движется по замкнутой системе, то через любой участок кровеносной системы проходит одинаковое количество крови, различной лишь будет скорость, с которой кровь перемещается по сосуду.

Как изменяется скорость крови в сосудах?

(Работа с графиком на кодограмме “График скорости движения крови”).

Действительно, скорость крови:

в аорте – 05,% м/с;
в полых венах – 0,2 м/с;
в капиллярах – 0, 5мм/с.

Какое значение для организма имеет медленное движение крови в капиллярах?

(Из крови в капиллярах поступают необходимые вещества в окружающие клетки)

Попробуем измерить скорость кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа.

Проведение лабораторной работы по инструктивным карточкам.

Обсуждение результатов.

Почему скорость разная?

Для того чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится следующая информация: (запись на доске)

Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения тех сосудов, через которые она проходит в единицу времени, т.е.

V капилляров меньше V вен меньше V артерий меньше V аорты

Скорость крови в аорте в 500 раз больше скорости крови в капиллярах.

S капилляров больше S вен больше S артерий больше S аорты

Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров.

Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.? (5000 кв.см.)

Кстати, в восемнадцатом веке был изобретён способ измерения поперечного сечения различных сосудов. Для этого изготавливали совершенно точные модели кровеносных сосудов того или иного органа. В сосуды, какой либо части трупа быстро вливали быстро затвердевающую мастику, а мягкие ткани разрушали серной кислотой. Получалась ажурная сеть сосудов, повторяющих форму органа.

Скорость движения крови зависит не только от площади поперечного сечения сосудов, а так же от разницы давлений между артериями и венами, сопротивления, которое кровь испытывает, двигаясь по сосудам и вязкости крови (из-за ферментов, входящих в состав крови, её вязкость в пять раз больше, чем вязкость воды).

Как кровь распределена в организме? (Работа с кодограммой “Распределение крови в человеческом организме”)

Мышцы – 25%
Почки – 25%
Кишечник – 15%
Печень – 10%
Мозг – 8%
Сосуды сердца – 4%
Легкие и другие органы – 13%.

Но количество крови может перераспределяться. Чтобы это доказать познакомимся с опытом. (Работа с кодограммой “Опыт Мосса”)

Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены.

Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие? Почему?

(Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.)

Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку?

Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?

Домашнее задание: 1. Страница 153-155 (читать)

2. Ответить на вопросы 1-8

3. Творческое задание (на выбор):

  • Исследовать АД у членов семьи. Сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений.

  • Сообщение о профилактике нарушений АД.

Источник