Урок биологии 8 лимфа
Волкова Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
Класс: 8
Тема урока: Лимфа, лимфатические сосуды, их значение.
Цель: познакомить учащихся с лимфатической системой человека.
Задачи:
Образовательные:сформировать знания о составе и значении лимфы, лимфатических сосудах;
Развивающие:развивать умения использовать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, делать выводы;
Воспитательные:: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Оборудование: таблицы «Лимфатическая система», «Открытая биология», «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Я рада этой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Установите, какую группу крови имеет человек, если ему можно перелить кровь любой группы?
2. Почему при переливании крови, даже учитывая группу крови, бывают осложнения?
3. Задача:
У мальчика первая группа крови, у девочки четвёртая группа, что можно сказать о группах крови родителей?
III. Изучение нового материала.
(Использование ИСЭТа «Лимфа, лимфатические сосуды, их значение»).
1. Лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей. Рис. 1
2. Меньшая часть тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя лимфу. Лимфа представляет собой молочно – белую жидкость, сходную по составу с плазмой крови, но с меньшим (в 3 – 4 раза) содержанием белка. Она содержит в небольшом количестве лейкоциты, главным образом лимфоциты.
3. Лимфа движется очень медленно, в крупных лимфатических сосудах скорость её движения 0,25 – 0,3 мм/с.
4. Лимфатические капилляры начинаются слепо между клетками тканей, имеют более проницаемую стенку, чем кровеносные, и переходят в лимфатические сосуды, которые соединяются в более крупные и впадают в полые вены около сердца. Лимфатические сосуды пронизывают все ткани и органы. В стенке сосудов имеется мышечный слой. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, препятствующие обратному току жидкости. Самые крупные лимфатические сосуды образуют главный грудной и правый лимфатический протоки, которые впадают в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие. В сутки в кровь возвращается около 1 – 3 л лимфы. Рис. 2
5. По ходу сосудов располагаются лимфатические узлы, в которых лимфа обогащается лимфоцитами. Лимфатические узлы являются биологическими фильтрами, в которых происходит обезвреживание, не попадая в кровь, микробов и чужеродных веществ путем фагоцитоза и образования антител.
6. Наиболее крупные лимфатические узлы находятся на ноге (подколенные), в паху, локтевые, подмышечные, поясничные, шейные.
7. Большое значение имеют лимфатические узлы и миндалины пищеварительного канала. Семь миндалин в виде кольца расположены в ротовой полости; они представляют собой скопление лимфоидной ткани. При ангине, скарлатине, дифтерите в первую очередь воспаляются миндалины, т.к. в них происходит борьба между микробами и защитными веществами организма.
8. Функции лимфатической системы регулируется гуморальным путем, тимусом и селезенкой. При нарушении функции тимуса тяжелее переносятся воспаление легких, грипп и другие болезни.
9. На функцию лимфатической системы положительно влияют занятия спортом, физической культурой, соблюдение личной гигиены, режима питания, гигиена дыхания и нормальная работа кровеносной системы.
III. Закрепление:
Вставьте пропущенные слова в предложения:
…- прозрачная желтоватая жидкость. Она образуется в … … , движется по … сосудам и через венозные сосуды вливается в правое предсердие. В организме взрослого человека массой 60 кг содержится примерно 1200- 1600 мл … . В отличие от крови, ядовитые вещества в организме быстро проникают в … . … …, как и кровеносная, транспортирует питательные вещества и минеральные соли в клетки и ткани, а также выводит ненужные и ядовитые вещества из клеток.
Работа в группах:
Почему при некоторых заболеваниях возникают воспалительные реакции в лимфатических узлах?
V. Д/З: конспект,
Ответить письменно на вопрос:
Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребёнка «припухли лимфатические железы»?
VI. Рефлексия.
“Я получил полезную информацию о том, что…”
Закончи предложение:
«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»
Источник
Урок биологии в 8 классе. «___»__________________ 20____ г.
Движение лимфы.
Цель. Сформировать у учащихся представление о строении лимфатической системы.
Задачи.
Образовательные. Изучить строение лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.
Развивающие. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
Слайд 2. Дополните схему.
Слайд 3. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 4. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение?
Какие функции он выполняет?
Слайд 5. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 6. Перечислите части сердца, изображённые на рисунке под номерами 1- 6.
Слайд 7. Какая фаза работы сердца изображена на рисунке?
Письменная работа.
Слайд 8. Соотнесите обозначенные цифрами части сердца и названия, обозначенные буквами.
А – левый желудочек
Б – правый желудочек
В – левое предсердие
Г – правое предсердие
Д – верхняя полая вена
Е – аортальный полулунный клапан
Ж – лёгочный полулунный клапан
З – трёхстворчаый клапан
И – двустворчатый клапан
К – полусухожильные нити
Слайд 9. Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в (1) … желудочке, а заканчивается в (2) …. предсердии.
Большой круг начинается в(3) … желудочке, а заканчивается в (4) … предсердии.
В легочной артерии течет (5) … кровь, а по легочным венам – (6) … .
В левом предсердии и желудочке кровь (7) … .
В правом предсердии и желудочке кровь (8) … .
Превращение венозной крови в артериальную происходит в (9) … в (10) …. круге кровообращения.
Изучение новой темы.
Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека, помимо кровеносных, находятся лимфатические сосуды. Они содержат лимфу.
Лимфа – легко-желтоватая жидкость белковой природы, содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О2, СО2. В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов. Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л.
(слайд 10) Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.
Из плазмы крови образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу. Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.
(слайд 11) Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы.
(слайд 12) Благодаря клапанам лимфа движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками. Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.
(слайд 13) По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образования – лимфатические узлы. Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. (слайд 14)
Лимфатические узлы содержат множество макрофагов и лимфоцитов. В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на более мелкие, где происходит фильтрация лимфы и ее обеззараживание от различных грибков, бактерий и других паразитов. А очищенная лимфа следует дальше.
Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными. (слайд 15)
Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.
Функции лимфатической системы – защитная, дренажная и питательная. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.
Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.
Таким образом, структура лимфатической системы включает капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. В сущности, лимфатическая система — это часть сосудистой системы организма, дополняющей сердечно-сосудистую.
Закрепление изученного материала. (слайд 16)
Практическая работа «Кислородное голодание».
Перетяните ненадолго палец аптечным резиновым кольцом, перекручивая его восьмеркой. Объясните причины наблюдаемых явлений. (стр. 84-85)
Домашнее задание. § 18
Источник
Технологическая карта урока по биологии 8 класс
Тема: Лимфатическая система
Тип урока: изучение нового материала
Используемые ИКТ: презентация , электронное приложение к учебнику (экзаменатор)
Основные понятия: лимфа, синус, лимфатический узел, лимфатический проток, селезенка
Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы , ее значением.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся имеют представление о лимфатической системе. Знают определение лимфа, ее химический состав; знают виды лимфатических сосудов и их различие , строение лимфатического узла. Могут объяснить за счет чего происходит движение лимфы. Установить последовательность движения лимфы в организме. Знают функции лимфатической системы.
Развивается умение работать с текстом учебника, преобразовывать информацию (составлять схемы, читать диаграммы). Могут сравнивать и давать объяснения своим мыслям. Развивают умения работать в группах и парах .Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Формируют навыки здорового образа жизни, умение нести ответственность за свое здоровье. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Приветствие . Организационный момент
Здравствуйте ребята ! Я рада Вас видеть в этот чудесный день и надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем!
Приветствуют учителя . Настраиваются на работу.
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока
Вопрос: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов?
Какие системы органов вы уже изучили?
Загадывает загадку:
Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь
(Лимфа)
Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке.
Составляют план достижения целей и задач урока
Познавательные УУД
Формирование умения применять полученные знания.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3.Изучение нового материала
Цель: Создание условий для результативной работы
Вопрос: Что такое лимфа?
Сформулируйте определение лимфа.
Какой химический состав имеет лимфа? Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71
Объяснение учителя о составе лимфатической системы.
Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов.
С помощью учебника дополните схему, определив какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система
Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания.
Мы с Вами определили, что в состав лимфатической системы входят такие сосуды: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды и лимфатические протоки.
Для изучения их строения мы разделимся на три группы.
Организация работы групп
Объяснение учителя о строении и значении лимфоидных органов
Работа с изображением строения лимфатического узла
Какой пути движения осуществляет лимфа внутри нашего организма?
Чтобы ответить на этот вопрос мы выполним следующее задание: у вас на партах лежат конвертики в них вы найдете карточки, с помощью которых необходимо выстроить последовательность передвижения лимфы.
Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной?
А каким образом происходит движение лимфы в сосудах?
Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?
Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа
Лимфа – это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.
Поиск информации в учебнике, определение состава лимфы.
Работа с диаграммой
Задание : дополнить схему с помощью учебника , поиск информации.
Озвучивание результатов дополнения схемы
Работа с учебником:
1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.
2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов
3группа изучает особенности строение лимфатических протоков
Выступление участников групп
Учащиеся слушают рассказ учителя и самое главное записывают в тетради
Работа в парах: Выполняют задание на определение правильной последовательности движения лимфы .
Отвечают на вопросы, сравнивают, рассуждают.
Учащиеся должны сделать вывод о том, лимфатическая система незамкнутая и не имеет центрального «насоса» для осуществления движения лимфы.
Учащиеся высказывают свои мнения, а затем делают вывод о движении лимфы и ее значении.
Познавательные УУД
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Наблюдать, анализировать и делать выводы по
результатам наблюдений. Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему, работать с диаграммой, устанавливать последовательность).
Коммуникативные УУД.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учитывать разные мнения. Составлять тезисы выступления.
Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы
Закрепление изученного материала
Выберите верные утверждения.
Работа на мультимедийной доске выполнение заданий электронного приложения к учебнику Биология. Человек. Культура здоровья 8 класс . Издательство «Просвещение». Раздел экзаменатор «Лимфатическая система»
Выбирают верные утверждения из перечисленных.
Выполняют задания у доски
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.
Домашнее задание
Изучить параграф 27 стр 70-71
Ответить на вопросы № 2,3 стр 71
Записывают домашнее задание в дневнике
Коммуникативные:
слушают учителя и вступают с ним в диалог, задают вопросы по выполнению д/з
Рефлексия
Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
Я понял(а), что…
Теперь я смогу…
Меня удивило то, что…
Урок дал мне знания о …
В жизни мне пригодится…
Ребята высказывают свои мысли и оценивают свою работу на уроке
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, самооценка, саморегуляция
Личностные УУД: смыслообразование
Источник
Урок 22
Тема урока:
Органы кровеносной и лимфатической систем. Круги кровообращения.
Цель урока:
развивать у учащихся знания о системе органов кровообращения, определить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания о большом и малом кругах кровообращения.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
Как мы уже говорили в самом начале изучения темы «Внутренняя среда организма», у многоклеточных организмов возникла необходимость переноса веществ из одной части тела в другую. Примитивные многоклеточные животные (губки, кишечнополостные) обходились без проводящих систем. В их организмах клетки, отвечающие за питание, располагаются рядом с клетками, потребляющими питательные вещества. В этом случае нужные вещества переносятся через мембраны соседних клеток.
У более сложно устроенных животных расстояние между ними увеличилось так, что без специальной сети жизнь организма стала невозможной.
Транспортная система, состоящая в основном из сосудов, наполненных кровью, впервые возникла у кольчатых червей, а своего наивысшего развития получила у птиц и млекопитающих.
* Какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции?
– незамкнутая и замкнутая системы
* В чем принципиальная разница между незамкнутой и замкнутой кровеносными системами?
– …
* Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносной системе позвоночных животных?
– Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу, у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих преобразования сердца и магистральных сосудов связано с разделением крови на венозную и артериальную.
Итак, что же относится к транспортным системам нашего организма?
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
-сердце – лимфатические сосуды
– кровеносные сосуды – лимфатические капилляры
*артерии – лимфатические узлы
* вены
* капилляры
Эти две системы тесно связаны друг с другом. К тканям жидкость поступает только по артериям и венам в составе крови, а оттекает от тканей двумя путями: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в составе лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: рассмотрите рис. 49 на стр.103 и найдите лимфатические узлы и лимфатические капилляры.
Лимфатическая система – это система вывода ЯДОВ из организма, особенно бактериальных и грибково-паразитарных ядов простейших!
Практически от этой системы зависит ИММУНИТЕТ человека, а иммунитет – это ЖИЗНЬ!
Лимфатическая система идет вся “снизу-вверх”, и никогда в обратном порядке! Т.е. с кончиков пальцев – и до грудного лимфатического протока. Лимфатические протоки имеют клапаны – очень важное приспособление: когда лимфа поднимается – клапан ее пропускает, но тут же захлопывается (не дает возможности ОБРАТНОГО хода лимфе!). Из каждой ткани отходят лимфатические сосуды, которые начинаются прямо в ткани, они фильтруют через себя огромные потоки лишней жидкости.
Тут в лимфе живут бактерии, тут живут и грибки, связанные между собою цепями, и тут живут паразиты – описторхи, лямблии – прямо в ткани! И сюда же постоянно все вымывается водой из сосудов – и уходит в лимфу.
Лимфоузел = Таможня ПЕРВОГО маленького масштаба, он в первую очередь отвечает, если есть воспаление или рак.
Здесь ферментная база лимфоцитов-макрофагов, они здесь живут. Лимфоузел – это помещение, в котором живут живые макрофаги, лимфоциты-Т, лимфоциты-В. Они, фильтруя эту жидкость, уничтожают бактерии, вирусы, грибки, паразиты и простейших.У человека нет отдельного сердца для лимфосистемы, но как создается движущийся поток лимфы? Лимфатический сосуд расположен в глубине мышечных волокон. При сокращении мышц – лимфа проталкивается, а обратно ее не пропускают клапаны в лимфо-сосудах. Но если мышца вокруг сосуда не работает – откуда взяться движению лимфы?!
Чувствуете, что устали – значит, застоялась лимфа! Если приходится долго сидеть – попейте воды, подвигайтесь, сделайте скрытую гимнастику.Лимфосистему нельзя греть! На лимфосистему нельзя никаких компрессов, во время массажа лимфоузлы обходите стороной: там живут лейкоциты, и если вы их прижмете, пройдете против хода потока – вы их просто уничтожите, разрушите.В голове нет лимфатических сосудов – там есть лимфатические озера, откуда лимфа просто стекает вниз.
После прочистки лимфоузлов и прохождения 10 этапов “таможни”, чистая лимфа (это та же ВОДА, или сукровица, это та же часть красной крови, в которой нет эритроцитов) впадает в венозное русло и смешивается с венозной кровью, попутно очищая ее.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА:
Сердце — насос, который перекачивает кровь по сосудам.
* Какие же сосуды выделяют?
СОСУДЫ
АРТЕРИИ ВЕНЫ КАПИЛЛЯРЫ
сосуды, которые несут сосуды, которые несут кровь сосуды, в которых происходит
кровь от сердца к органам от тканей к сердцу обмен веществами между кровью и
тканями организма
!______________________________________________________! !________________________!
состоят из 3-х слоев: наружный — соединительная ткань, средний – только 1 слой — эпителиальный
гладко мышечная ткань, внутренний — однослойный эпителий.
Артерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагено-вые и эластические волокна. Благодаря этому артерии легко восстанавливают свою форму (сужаются) после их растяжения (расширения) большой порцией крови.
Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий, и содержат меньше мышечных волокон и эластических элементов.
Отличительной особенностью крупных вен конечностей (особенно ног) является наличие специальных образований на их внутренней стенке — клапанов.
Клапаны устроены так, что открываются, когда кровь движется к сердцу, и закрываются, когда кровь стремится двигаться в обратном направлении. Наличие клапанов обеспечивает ток крови по венам только в одном направлении — к сердцу.Изнутри стенки артерий и вен покрыты тонким, толщиной всего в одну клетку, слоем эндотелия.
Эндотелиальные клетки обладают важной особенностью: они выделяют различные вещества, которые препятствуют образованию сгустков крови (тромбов), а значит, и свертыванию крови. Поэтому кровь остается жидкостью, которая свободно течет по кровеносному руслу.
Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды человека, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку.
Суммарная длина кровеносных капилляров в организме человека равна примерно 100 000 км. Такой нитью можно 3 раза опоясать земной шар по экватору! Общая поверхность кровеносных капилляров в организме равна примерно 1500 га.
* Как же происходит движение крови в нашем организме?
Как мы уже говорили, в нашем организме имеется насос, который нагнетает кровь — сердце.
Сердце состоит из 4 камер. Левая половина сердца отделена от правой половины сплошной перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом артериальную кровь, а правая половина — бедную кислородом — венозную кровь. Каждая половина сердца состоит из предсердия и желудочка.
В нашем организме кровь движется по 2 кругам кровообращения: большому и малому.
БКК: начинается в левом желудочке — аорта (самая большая артерия) — артерии, которые снабжают кровью голову, руки и туловище. Артерии многократно ветвятся, сужаются и переходят в капилляры. В них О2Нв распадается на кислород и гемоглобин, а углекислый газ соединяется с Нв и образует карбоксигемоглобин, который уносится плазмой крови. Кровь собирается в вены большого круга кровообращения -верхняя полая вена и нижняя полая вена. Обе они несут кровь в правый желудочек, откуда начинается МКК. Период оборота крови по большому кругу кровообращения составляет 21 секунду.
МКК: сокращаясь правый желудочек выбрасывает кровь насыщенную углекислым газом (венозную) в две легочные артерии. (по легочным артериям течет венозная кровь!!!) В легких артерии ветвятся, становятся тоньше и переходят в капилляры, которые оплетают альвеолы (легочные пузырьки). Здесь углекислый газ из крови уходит в альвеолярный воздух, а кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь по легочным венам возвращается к сердцу , а именно к левому предсердию. Здесь заканчивается МКК. Кровь переходит в левый желудчек, где начинается БКК. Период оборота крови по МКК составляет 7 секунд.
БКК | МКК | |
Где начинается | ||
Где заканчивается | ||
Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу кровообращения | ||
Где проходят капилляры | ||
Как изменяется состав крови | ||
Время оборота крови по данному кругу |
4. Закрепление материала
1. Найдите соответствие
1. Большой круг кровообращения А. Правый желудочек и левое предсердие
2. Малый круг кровообращения Б. Правый желудочек и правое предсердие
В. Левый желудочек и правое предсердие
Г. Левый желудочек и левое предсердие
Д. Легочная артерия и легочная вена
Е. Аорта и полые вены
Ж. Капилляры в легких
З. Капилляры во всех частях тела
И. Артериальная кровь превращается в венозную
К. Венозная кровь превращается в артериальную
правильные ответы:
1. В, Е, З, И
2. А, Д, Ж, К
5. Домашнее задание
п. 20-21, лабораторная работа стр. 109-110 на отдельном листочке
Источник