Презентация по биологии 8 класс лимфа
Тема урока____________________________________________________________________________________________Дата урока________
Цель урока_______________________________________________________________________________________________________________
Что такое лимфатическая система?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос №1: Что такое лимфа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции лимфы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос №2: Из каких частей состоит лимфатическая система?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
Лимфа содержит 3-4 % белка, около 1% минеральных веществ, 0,1 % глюкозы. Образуется лимфа при поступлении тканевой жидкости в лимфатические капилляры. Относительная плотность лимфы и её вязкость меньше, чем у крови. Поэтому при повреждении лимфатических сосудов и капилляров она свёртывается медленнее, чем кровь
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИМФЕ
Очистка лимфы происходит через слюну. Слюнные железы относятся к лимфосистеме, имеют выход в полость рта и вместе со слюной выносят отходы и загрязнения из своей системы в пищеварительный тракт для дальнейшего их выведения из организма.
При ожирении и отсутствии определенных физических нагрузок происходит застой лимфы в любых лимфоузлах. При этом в межклеточных пространствах скапливаются продукты жизнедеятельности клеток (фрагменты распавшихся липидов, белков, шлаки и т. д.), которые даже постепенно прорастают волокнами соединительной ткани (медики называют этот процесс фиброзом). И клетки эти начинают попросту гнить — возникают вялотекущие онкологические заболевания, гипертония, аллергия и др.
Вопрос №3: Что такое лимфатические узлы? Какова их роль в лимфатической системе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
параграф 27 (пересказ)
по желанию: составить кроссворд по теме «Лимфатическая система»
Проверь себя
Дополни предложения:
Лимфатическая система тесно связана с __________ системой.По составу лимфа схожа с __________ крови, но содержит меньше __________ .Продвижению лимфы по сосудам способствуют сокращения окружающих их __________ и _________ .По лимфатическим сосудам в ток крови из тканей возвращается ________ и _______ .Из лимфатических узлов вместе с лимфой транспортирует лимфоциты в ___________ . Лимфатические узлы задерживают и обезвреживают ___________.В ответ на проникновение микроорганизмов в организм, в лимфатических узлах продуцируются __________.Благодаря многочисленным _________ лимфососуды приобретают __________ вид. Лимфатические узлы выполняют кроветворную и __________функции.Лимфатические капилляры образуют в органах и тканях капиллярные __________.
Лимфогенный путь-это_________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самый крупный лимфатический проток- грудной
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему:”Лимфа и лимфатическая система. Лимфообращение”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Лимфа и лимфатическая система. Лимфообращение
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Лимфа – представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, но много лимфоцитов. Каков состав лимфы? Стр.71
4 слайд
Описание слайда:
Состав заполняющей сосуды лимфы зависит от их местонахождения. Так, сосуды, дренирующие конечности, содержат избыточную жидкость, собранную из клеток или кровеносных сосудов, поэтому здесь лимфа богата белком. В то же время лимфа в сосудах кишечника богата жиром, поглощенным из кишок в процессе пищеварения, и по цвету напоминает молоко.
5 слайд
Описание слайда:
Выделяющаяся из мелких ран лимфа называется в народе сукровицей. Из капилляров лимфа поступает в лимфатические сосуды, а затем в лимфатические узлы, далее в протоки (в грудной проток – самый большой проток) и стволы лимфатической системы – они впадают в крупные вены шеи, а затем в верхнюю полую вену. Что такое лимфатический узел? стр71
6 слайд
Описание слайда:
Лимфатические капилляры Лимфатические сосуды Лимфатические узлы Лимфатические протоки Лимфа В верхнюю полую вену Движение лимфы
7 слайд
Описание слайда:
Лимфатические сосуды имеются во всех частях тела, за исключением центральной нервной системы, костей, хрящей и зубов. Каковы особенности лимфатических сосудов? Стр.70
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Лимфатические сосуды – мельчайшие из них называют лимфатическими капиллярами – пролегают рядом с артериями и венами, по которым течет кровь. Они забирают из тканей избыточную жидкость – лимфу. Стенки этих капилляров очень тонки и проницаемы, поэтому крупные молекулы и частицы (в том числе бактерии), не способные проникнуть в кровеносные капилляры, легко выносятся прочь вместе с лимфой.
10 слайд
Описание слайда:
Функции лимфатической системы 1. Лимфатическая система уносит тканевую жидкость из межклеточного пространства. 2. Она переносит эту жидкость и белки к подключичным венам и возвращает в кровь. 3. Переносит жиры из тонкой кишки в кровь. 4. Вырабатывает лимфоциты, которые защищают организм от инфекций и болезней. 5. В лимфатических узлах отфильтровываются и удаляются инородные вещества и отработанные продукты.
11 слайд
Описание слайда:
По лимфатическим сосудам при обезвоживании и общем снижении защитных сил иммунитета возможно распространение паразитов: простейших, бактерий, вирусов, грибков и др., что называют лимфогенным путем распространения или метастазирования опухолей.
12 слайд
Описание слайда:
Если по вашему организму гуляет инфекция, лимфатические узлы могут болезненно вздуться, стремясь уничтожить как вторгшегося врага, так и погибшие в борьбе с инфекцией лимфоциты. Особенно заметны припухшие узлы за ушами, под челюстью, под мышками и в паху. На пути лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы, выполняющие барьерную и иммунную роль.
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Особенности лимфатической системы: Не является замкнутой. Не имеет центрального насоса. Лимфу приводят в движение сокращения мышц и полулунные клапаны. Лимфа движется медленно и под небольшим давлением.
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Ответьте на вопросы Чем лимфа отличается от плазмы крови? Из каких частей состоит лимфатическая система? Как связаны кровеносная, лимфатическая и иммунная система? Домашнее задание: учить §27 повторить §13
18 слайд
Описание слайда:
Выводы по уроку: В структуру лимфатической системы входят: » лимфатические капилляры, сосуды и стволы: трубки, по которым течет жидкость; » лимфатические узлы: образования, расположенные по всему телу; » лимфатические органы: селезенка, тимус (вилочковая железа) и миндалины; » лимфатические протоки: различают два протока — правый лимфатический проток и грудной проток, которые впадают в правые и левые подключичные вены соответственно; » лимфа: жидкость, которая циркулирует по сосудам.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация предназначена для
сопровождения урока по биологии в 8 классе. В ней рассмотрены вопросы об
особенностях лимфатичексой системы и лимфообращения. Лимфатическая система тесно
связана с сердечно-сосудистой и дополняет ее. Лимфатическая система
транспортирует тканевую жидкость и белки из межтканевого пространства через
подключичные вены в кровь. Система также переносит жиры из тонкой кишки в
кровь, что играет немаловажную роль в защитной системе организма от инфекций. В презентации используются фрагменты анимации,
которые легко найти в интернете.
Общая информация
Номер материала:
ДA-001751
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Технологическая карта урока по биологии 8 класс
Тема: Лимфатическая система
Тип урока: изучение нового материала
Используемые ИКТ: презентация , электронное приложение к учебнику (экзаменатор)
Основные понятия: лимфа, синус, лимфатический узел, лимфатический проток, селезенка
Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы , ее значением.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся имеют представление о лимфатической системе. Знают определение лимфа, ее химический состав; знают виды лимфатических сосудов и их различие , строение лимфатического узла. Могут объяснить за счет чего происходит движение лимфы. Установить последовательность движения лимфы в организме. Знают функции лимфатической системы.
Развивается умение работать с текстом учебника, преобразовывать информацию (составлять схемы, читать диаграммы). Могут сравнивать и давать объяснения своим мыслям. Развивают умения работать в группах и парах .Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Формируют навыки здорового образа жизни, умение нести ответственность за свое здоровье. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Приветствие . Организационный момент
Здравствуйте ребята ! Я рада Вас видеть в этот чудесный день и надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем!
Приветствуют учителя . Настраиваются на работу.
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока
Вопрос: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов?
Какие системы органов вы уже изучили?
Загадывает загадку:
Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь
(Лимфа)
Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке.
Составляют план достижения целей и задач урока
Познавательные УУД
Формирование умения применять полученные знания.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3.Изучение нового материала
Цель: Создание условий для результативной работы
Вопрос: Что такое лимфа?
Сформулируйте определение лимфа.
Какой химический состав имеет лимфа? Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71
Объяснение учителя о составе лимфатической системы.
Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов.
С помощью учебника дополните схему, определив какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система
Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания.
Мы с Вами определили, что в состав лимфатической системы входят такие сосуды: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды и лимфатические протоки.
Для изучения их строения мы разделимся на три группы.
Организация работы групп
Объяснение учителя о строении и значении лимфоидных органов
Работа с изображением строения лимфатического узла
Какой пути движения осуществляет лимфа внутри нашего организма?
Чтобы ответить на этот вопрос мы выполним следующее задание: у вас на партах лежат конвертики в них вы найдете карточки, с помощью которых необходимо выстроить последовательность передвижения лимфы.
Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной?
А каким образом происходит движение лимфы в сосудах?
Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?
Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа
Лимфа – это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.
Поиск информации в учебнике, определение состава лимфы.
Работа с диаграммой
Задание : дополнить схему с помощью учебника , поиск информации.
Озвучивание результатов дополнения схемы
Работа с учебником:
1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.
2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов
3группа изучает особенности строение лимфатических протоков
Выступление участников групп
Учащиеся слушают рассказ учителя и самое главное записывают в тетради
Работа в парах: Выполняют задание на определение правильной последовательности движения лимфы .
Отвечают на вопросы, сравнивают, рассуждают.
Учащиеся должны сделать вывод о том, лимфатическая система незамкнутая и не имеет центрального «насоса» для осуществления движения лимфы.
Учащиеся высказывают свои мнения, а затем делают вывод о движении лимфы и ее значении.
Познавательные УУД
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Наблюдать, анализировать и делать выводы по
результатам наблюдений. Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему, работать с диаграммой, устанавливать последовательность).
Коммуникативные УУД.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учитывать разные мнения. Составлять тезисы выступления.
Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы
Закрепление изученного материала
Выберите верные утверждения.
Работа на мультимедийной доске выполнение заданий электронного приложения к учебнику Биология. Человек. Культура здоровья 8 класс . Издательство «Просвещение». Раздел экзаменатор «Лимфатическая система»
Выбирают верные утверждения из перечисленных.
Выполняют задания у доски
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.
Домашнее задание
Изучить параграф 27 стр 70-71
Ответить на вопросы № 2,3 стр 71
Записывают домашнее задание в дневнике
Коммуникативные:
слушают учителя и вступают с ним в диалог, задают вопросы по выполнению д/з
Рефлексия
Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
Я понял(а), что…
Теперь я смогу…
Меня удивило то, что…
Урок дал мне знания о …
В жизни мне пригодится…
Ребята высказывают свои мысли и оценивают свою работу на уроке
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, самооценка, саморегуляция
Личностные УУД: смыслообразование
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему “Лимфатическая система” 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Я не кровь, но в связи с нею, свои функции имею, К тканям жидким отношусь И в сосудах нахожусь
2 слайд
Описание слайда:
Тема: Лимфатическая система
3 слайд
Описание слайда:
Что такое лимфа?
4 слайд
Описание слайда:
Лимфа – это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.
5 слайд
Описание слайда:
97 % плазма 3-4 % -белки 1% минеральные вещества 0,1% глюкоза
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Лимфатические капилляры Начинаются в тканях слепо, т.е лимфатическая система незамкнутая Стенки лимфатических капилляров образованы 1 слоем эпителия
9 слайд
Описание слайда:
Лимфатические сосуды Имеют клапаны и 3-х слойные стенки. Клапаны обеспечивают движение лимфы только в одном направлении Лимфатические сосуды находятся во всех органах кроме головного и спинного мозга, глазном яблоке, внутреннем ухе, хрящах, эпителиальном покрове органов
10 слайд
Описание слайда:
Лимфатические протоки Впадают в вены в местах наименьшего кровяного давления Самый крупный – грудной проток, который впадает в левую подключичную вену
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Лимфатические узлы (460) Серовато розовые образования, округлой, овальной или бобовидной формы размером 1-20 мм. Лимфоузлы состоят из коркового (наружного вещества) и мозгового (внутреннего ) Лимфоузлы имеют ворота (впадину) через которые выходят лимфатические сосуды и входят нервы и капилляры
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Лимфа в лимфатических узлах течет по узким щелям – синусам, в которых имеются волокна, в петлях которых задерживаются микробы. Что произойдет с лимфоузлом, если в нем будет много микробов?
15 слайд
Описание слайда:
Движение лимфы
16 слайд
Описание слайда:
Ток лимфы обеспечивают: Сокращение скелетных мышц Оболочка лимфатических сосудов Пульсация кровеносных сосудов Поступление через стенки лимфатических капилляров тканевой жидкости
17 слайд
Описание слайда:
Зачем нужна лимфа?
18 слайд
Описание слайда:
Функции лимфатической системы Образование лимфоцитов Очищение крови, тканевой жидкости от чужеродных веществ – антигенов
19 слайд
Описание слайда:
Вывод: Особенности лимфатической системы: Незамкнутая Не имеет центрального насоса Лимфу приводят в движение сокращения мышц и клапаны Лимфа движется медленно и под небольшим движением
20 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Параграф 27 стр 70-71 Ответить на вопросы № 2,3 стр 71
21 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Затруднения вызвал вопрос о… Я понял(а), что… Теперь я смогу… Меня удивило то, что… Урок дал мне знания о … В жизни мне пригодится…
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии