Презентация движение лимфы 8 класс биология
Тема урока____________________________________________________________________________________________Дата урока________
Цель урока_______________________________________________________________________________________________________________
Что такое лимфатическая система?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос №1: Что такое лимфа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции лимфы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос №2: Из каких частей состоит лимфатическая система?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
Лимфа содержит 3-4 % белка, около 1% минеральных веществ, 0,1 % глюкозы. Образуется лимфа при поступлении тканевой жидкости в лимфатические капилляры. Относительная плотность лимфы и её вязкость меньше, чем у крови. Поэтому при повреждении лимфатических сосудов и капилляров она свёртывается медленнее, чем кровь
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИМФЕ
Очистка лимфы происходит через слюну. Слюнные железы относятся к лимфосистеме, имеют выход в полость рта и вместе со слюной выносят отходы и загрязнения из своей системы в пищеварительный тракт для дальнейшего их выведения из организма.
При ожирении и отсутствии определенных физических нагрузок происходит застой лимфы в любых лимфоузлах. При этом в межклеточных пространствах скапливаются продукты жизнедеятельности клеток (фрагменты распавшихся липидов, белков, шлаки и т. д.), которые даже постепенно прорастают волокнами соединительной ткани (медики называют этот процесс фиброзом). И клетки эти начинают попросту гнить — возникают вялотекущие онкологические заболевания, гипертония, аллергия и др.
Вопрос №3: Что такое лимфатические узлы? Какова их роль в лимфатической системе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
параграф 27 (пересказ)
по желанию: составить кроссворд по теме «Лимфатическая система»
Проверь себя
Дополни предложения:
Лимфатическая система тесно связана с __________ системой.По составу лимфа схожа с __________ крови, но содержит меньше __________ .Продвижению лимфы по сосудам способствуют сокращения окружающих их __________ и _________ .По лимфатическим сосудам в ток крови из тканей возвращается ________ и _______ .Из лимфатических узлов вместе с лимфой транспортирует лимфоциты в ___________ . Лимфатические узлы задерживают и обезвреживают ___________.В ответ на проникновение микроорганизмов в организм, в лимфатических узлах продуцируются __________.Благодаря многочисленным _________ лимфососуды приобретают __________ вид. Лимфатические узлы выполняют кроветворную и __________функции.Лимфатические капилляры образуют в органах и тканях капиллярные __________.
Лимфогенный путь-это_________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самый крупный лимфатический проток- грудной
Источник
1
Движение крови и лимфы
2
Что такое автоматия сердца? Что такое автоматия сердца? Охарактеризуйте сердечный цикл Охарактеризуйте сердечный цикл Как осуществляется регуляция работы сердца? Как осуществляется регуляция работы сердца? Актуализация знаний
3
Объясните, каковы причины высокой работоспособности сердца Объясните, каковы причины высокой работоспособности сердца Расскажите о движении крови по кругам кровообращения Расскажите о движении крови по кругам кровообращения Актуализация знаний
4
Сердце с силой выбрасывает кровь в сосуды, создавая давление. Давление, под которым находится кровь в сосудах называют кровяным давлением. Причина движения крови по сосудам – разность давлений в различных участках кровеносной системы (см. с. 153). Давление крови
5
Давление крови в кровеносной системе непостоянно, оно изменяется в разные фазы сердечного цикла. Разница между максимальным ( систола желудочков ) и минимальным ( диастола сердца ) давлением называется пульсовым давлением. Давление крови
6
Артериальное давление измеряют тонометром. Средние значения у здорового человека должны быть: Максимальное – 120 мм. рт. ст. Минимальное – 70 мм. рт. ст. Измерим артериальное давление тонометром. Давление крови
7
Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, которые можно прощупать в некоторых точках нашего тела. Колебания стенок аорты, возникающие в момент систолы левого желудочка, со скоростью 7-10 м/с распространяются по артериям. Пульс
8
Выполним лабораторную работу 137 «Определение пульса и подсчет сердечных сокращений» Пульс
9
Скорость тока крови наиболее велика в аорте, наименьшая – в капиллярах, т.к. просвет всех капилляров в 1000 раз больше просвета аорты. В капиллярах между кровью и тканями происходит газообмен, обмен растворенными веществами. Скорость тока крови
10
Скорость тока крови: в капиллярах – 0,5 мм/с в аорте – 500 мм/с в крупных венах – 200 мм/с Скорость тока крови
11
Давление крови в венах низкое Поднимаясь вверх, кровь должна преодолевать силу собственной тяжести Поэтому важную роль в движении крови по венам играют сокращения скелетных мышц и давление внутренних органов Движение крови по венам
12
Препятствуют обратному движению крови полулунные клапаны. Если развивается дефект клапанов, то у человека диагностируют варикозное расширение вен Движение крови по венам
13
Тканевая жидкость омывает все клетки и органы, осуществляя обмен веществ. Эта жидкость всасывается в слепо начинающиеся лимфатические капилляры. Движение лимфы
14
Капилляры сливаются, образуя лимфатические сосуды, и впадают в крупные вены в области шеи. Лимфатические узлы выполняют функцию биологических фильтров. Лимфатическая система является частью иммунной системы. Движение лимфы
15
С. 153 – 156 С. 153 – 156 В рабочей тетради 131, 132, 134 В рабочей тетради 131, 132, 134 Домашнее задание
Источник
Учитель биологии
Кравченко Виктория Викторовна
1.Образовательные
2.Развивающие
3. Воспитательные
– создать условия для изучения строения лимфатической системы, ее функциях, о лимфообращении, его значении, а так же взаимосвязи этого процесса с кровообращением;
– содействовать развитию устойчивого произвольного внимания, памяти, логического мышления, мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования); развитию умений сравнивать и обобщать;
– способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения; воспитанию самостоятельного мышления, собранности, сосредоточенности, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию.
Метод: Беседа.
Оборудование: проектор, презентация.
Формируемые УУД:
Личностные:
Ориентация в межличностных отношениях.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Самоопределение.
Метапредметные:
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.
Предметные:
Выявлять строение лимфатической системы.
Определять значение лимфообращения, его взаимосвязи с кровообращением.
Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока
Методы и методические приёмы
Пособия
Время
1.Орг.момент
2. Проверка знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Домашнее задание
Словесный
Игра «Угадай по описанию»
Аукцион знаний
Самостоятельная работа
Практическая работа
Инструктаж
презентация
3′
5′
25′
10′
2′
Содержание урока:
2. Проверка знаний:
Игра “Угадай по описанию”.
1. Осуществляет связь между органами, участвует в регуляции работы организма, защищает организм, жидкая, красная. (Кровь).
2. Безъядерные клетки, мелкие, двояковогнутой формы, эластичные, содержат гемоглобин. (Эритроциты).
Отвечают на вопросы
3. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).
4. Кровяные пластинки, безъядерные, образуются в красном костном мозге, участвуют в свертывании крови. (Тромбоциты).
5. Межклеточное вещество крови, жидкая, на 90% состоит из воды, играет роль питательного раствора. (Плазма).
6. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).
7. Жидкость, омывающая клетки организма, прозрачная, бесцветная, проходит через биологические фильтры – узлы. (Лимфа).
3.Изучение нового материала:
Актуализация опорных знаний.
Предлагаю ученикам отгадать загадку
«Я не кровь, но в связи с нею,
Свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь».
Ответ – лимфа.
В этой загадки, в четырех строках отражено самое главное о лимфе. Здесь сказано, что это жидкая ткань. И что лимфа тесно связана с кровью, но выполняет свои особые функции. Вот обо всем этом мы и поговорим более подробно на сегодняшнем уроке.
Какие цели вы поставите на сегодняшний урок?
цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить строение лимфатической системы, ее функции, рассмотреть процесс лимфообращения. Во второй половине урока вы напишите итоговую письменную работу по теме Строение кровеносной системы и кровообращение.
Сегодняшний урок мы проведём «Аукцион знаний». В ходе самостоятельной работы с учебником, вы можете ответив на вопрос заработать оценку на уроке.
Разыгрывается первый лот «Что такое лимфа?»: дать определение, определить её состав
– обсуждение вопроса:
Лимфа (lympha – влага) – легко-желтоватая жидкость белковой природы. протекает в лимфатических капиллярах и сосудах, она содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О2, СО2. Содержание белков в лимфе в 3-4 раз меньше, чем в плазме крови – все это лимфоплазма. В форменных элементов лимфы относятся и лимфоциты, моноциты иногда эритроциты. Состав лимфы не постоянен и зависит от органа, из которого она вытекает.
Лот 2. «Лимфатическая система»: где образуется лимфа, строение лимфатической системы.
Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.
Лимфа образуется в результате всасывания тканевой жидкости в лимфатические капилляры. Лимфа циркулирует по сосудам, проходя лимфатические узлы.
Лимфатические узлы содержат множество макрофагов и лимфоцитов. В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на более мелкие, где происходит фильтрация лимфы и ее обеззараживание от различных грибков, бактерий и других паразитов. А очищенная лимфа следует дальше.
Лот 3. «Отличие лимфатической системы от кровеносной».
В отличие от кровеносной системы, сосуды лимфатической не образуют замкнутого круга, поскольку даже крупнейшие из них в конечном итоге впадают в вены большого круга кровообращения вблизи правого предсердия. Сосуды лимфатической системы не проникают в головного и спинного мозга, глаз, среднего уха, хрящей, эпителия кожи и т.д..
Слушают загадку, отгадка подводит к теме урока
Формулируют цели, цели обсуждаются
Работают с учебником , дополнительными материалами, обсуждение вопроса, краткая запись в тетрадях опорных моментов
Движение лимфы происходит благодаря ритмичным сокращением стенок крупных лимфатических сосудов, наличие клапанов в них, посасывая действия грудного лимфатического протока и грудной полости, а также сокращению скелетных мышц. В связи с отсутствием специализированного мышечного насоса наподобие сердца ток лимфы очень медленное, даже в крупных лимфатических сосудах он не превышает 0,01 м / мин, тогда как в венах скорость движения крови может достигать 0,25 м / с.
Лот № 4. «Функции лимфатической системы».
Функции: защитную, дренажную и питательной. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.
Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.
4.Закрепление изученного материала:
Для закрепления изученного материала проведём Практическую работу
– учебник стр.87, Практическая работа «Кислородное голодание».
5.Задание на дом:
п.18
6. Рефлексия:
«Цепочка» – ответьте на вопрос одним словом:
Что нового вы узнали для себя?
Всё ли на уроке у вас получилось?
Как вы думаете, в чём причина возникших затруднений?
Что на уроке понравилось больше всего?
Что из хода урока вы бы удалили, почему?
7. Подведение урока.
Коллективное выставление отметок.
Выполнение работы
Источники: Драгомилов, Маш. Биология: 8 класс. – М.Вентана-Граф, 2015г.
Источник
Презентация на тему: Движение крови по сосудам. Лимфообращение
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Движение крови по сосудам. Лимфообращение
№ слайда 2
Описание слайда:
Цель:Формирование новых понятий: кровяное давление, пульсВыяснить: причины движения крови и её перераспределение в организме
№ слайда 3
Описание слайда:
Проверка знанийКровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … Жидкая соединительная ткань – … Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … Плазма крови без фибриногена называется – … Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,-Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … Человек, дающий свою кровь для переливания, – … Защитная реакция организма, например, против инфекций – … Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – …Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … К органам кровообращения относятся – … Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – …
№ слайда 4
Описание слайда:
Проверка знанийВ одной популярной книге по физиологии образно сказано: «в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями». 2. И.П. Павлов сказал: «в организме имеется «чрезвычайная» реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого». Про что это сказано? 3. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? 4. Рассмотреть микропрепараты «кровь человека и лягушки». Указать сходство и различие. (Сходство: эрит. чел. и ляг. в середине просвечиваются, нет ядра, двояковогнутая форма, содержат белок – гемоглобин. Различие: кол-во у чел. 5 млн., ляг. 400 тыс., размер у чел. 0,007, ляг. 0,02. Отсюда разная поверхность у чел. 650 мм2, ляг. 220мм2.У чел. транспортируется больше кислорода.)
№ слайда 5
Описание слайда:
Кровяное давление Это давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате сокращения сердца, нагнетающего кровь в сосудистую систему, и сопротивления сосудов.Кровяное давление наиболее высоко в аорте; по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.
№ слайда 6
Описание слайда:
Кровяное давление Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.У здоровых людей максимальное кровяное давление – около 120 мм рт. ст., минимальное – 70-80 мм рт.ст.
№ слайда 7
Описание слайда:
Кровяное давление Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины повышают давление) или медикаментов.
№ слайда 8
Описание слайда:
Кровяное давление Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний.Повышение кровяного давления – гипертония, понижение – гипотония.
№ слайда 9
Описание слайда:
Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
№ слайда 10
Описание слайда:
Измерение АД ручным тонометром (метод Короткова) Манжета тонометра должна находиться на уровне сердца (середины груди). Между ненадутой манжетой и рукой должен проходить палец. Манжета должна охватывать не менее 80% окружности плеча и не менее 40% длины плеча. Возможно (но не рекомендуется) наложение манжеты на рукав из тонкой ткани, если это не мешает проводить измерение.Мембрану фонендоскопа поместите на точку пульсации плечевой артерии (ориентировочно в область локтевой ямки).Быстро накачайте воздух в манжету с помощью груши (не забудьте предварительно закрыть клапан (вентиль) груши, чтобы воздух не выходил обратно). Накачивать до уровня на 20-40 мм превышающее систолическое давление (предполагаемое) или до исчезновения пульса на лучевой артерии.Медленно выпускайте воздух из манжеты (с помощью клапана). Первый услышанный удар (звук, тон) соответствует значению систолического (верхнего) давления. Уровень прекращения тонов соответствует диастолическому (нижнему) давлению. Если тоны очень слабы, следует поднять руку, несколько раз согнуть и разогнуть её и повторить измерение.Нормальный уровень АД у взрослого: систолическое до 140 мм рт ст (оптимально 110-120), диастолическое до 90 мм рт ст (оптимально 70-80).
№ слайда 11
Описание слайда:
Пульс Это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. У взрослого человека частота пульса в среднем составляет 70 – 80 ударов в минуту; при физической нагрузке – 150 – 200 ударов. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
№ слайда 12
Описание слайда:
Пульс На частоту пульса влияет рост (обратная зависимость – чем выше рост, тем меньше как правило количество сердечных сокращений в минуту), возраст (пульс новорожденного ребенка в состоянии покоя равен 120-140 ударам в минуту, и только к 15 годам достигает нормы), пол (у мужчин в среднем пульс несколько ниже, чем у женщин), натренированность организма (при подверженности организма постоянным активным физическим нагрузкам пульс в состоянии покоя уменьшается)
№ слайда 13
Описание слайда:
Подсчёт пульса в разных условиях
№ слайда 14
Описание слайда:
Кровеносные сосуды делятся на артерии, по которым кровь идёт от сердца, и вены, по которым кровь возвращается к сердцу. Артерии и вены в органах разветвляются на более мелкие сосуды – артериолы и венулы, а те, в свою очередь, ветвятся на микроскопические капилляры, проходящие между клетками практически всех тканей.
№ слайда 15
Описание слайда:
Циркуляторная система Стенки кровеносных сосудов состоят из трёх слоёв тканей: плоского эндотелия, гладкой мускулатуры и наружных коллагеновых волокон. Кровь на всём пути заключена в сосуды и не вступает в контакт с тканями тела, обмен веществ осуществляется только через стенки сосудов. Такая система называется замкнутой.
№ слайда 16
Описание слайда:
Распределение крови в кровеносной системе человека
№ слайда 17
Описание слайда:
Лимфатическая система Это сеть сосудов и органов, которая служит источником и переносчиком клеток, обеспечивающих иммунитет, а также возвращает избыток тканевой жидкости из тканей и органов в кровь.
№ слайда 18
№ слайда 19
Описание слайда:
Лимфатическая системаМикроскопические лимфатические капилляры пронизывают почти все органы тела. Они объединяются в лимфатические сосуды, которые впадают в грудной и правый лимфатический протоки, расположенные в области грудной клетки. Эти протоки впадают в вену вблизи ключицы.
№ слайда 20
Описание слайда:
Лимфатическая системаЛимфатические сосуды заполнены лимфой – бесцветной жидкостью, текущей в направлении сердца. Ток осуществляется в результате сокращений мышц и колебаний давления в грудной клетке; одностороннее направление движения обеспечивается системой клапанов. Лимфа – это тканевая жидкость, просачивающаяся в лимфатические капилляры.
№ слайда 21
Описание слайда:
ЛимфаПо химическому составу близка к плазме кровиДвижется: Лимфатические капиляры Лимфатические сосуды Лимфатические узлы(фильтры от посторонних частиц и микроорганизмов)Кровеносные сосуды
№ слайда 22
Описание слайда:
Лимфоидная ткань может собираться в органы. Вот основные из них у млекопитающих: – костный мозг; образует лимфоциты, способствует созреванию некоторых типов лимфоцитов;- тимус; способствует созреванию некоторых типов лимфоцитов;- селезёнка; делится на две области: красную пульпу (депо крови) и белую пульпу (выделение антител);
№ слайда 23
Описание слайда:
– пейеровы бляшки; способствуют созреванию некоторых типов лимфоцитов; фильтруют частицы, попадающие в организм через кишечник;- миндалины; выстилают бронхи; улавливают частицы, попадающие в организм через дыхательную систему;- лимфатические узлы (у человека их более 400); фильтруют протекающую лимфу; любые частицы здесь сталкиваются с лимфоцитами.
№ слайда 24
№ слайда 25
№ слайда 26
Описание слайда:
Задание на дом Стр. 134 – 137 учебника Подготовиться к проверочной работе по теме «Транспорт веществ» (с. 126 – 137)Приготовить сообщения по темам:«Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы».«Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы».«I-я помощь при капиллярных и венозных кровотечениях».«I-я помощь при артериальном и внутреннем кровотечениях».«Влияние никотина, алкоголя, факторов среды на сосуды и сердце, их работу.
Источник