Лимфа для биологии 8 класс

Лимфа для биологии 8 класс thumbnail

Кроме крови внутреннюю среду организма составляют тканевая жидкость и лимфа.

Тканевая жидкость – бесцветная, прозрачная жидкость, обра­зующаяся из плазмы крови и заполняющая в организме межклеточ­ное пространство. Она проникает сюда через стенки кровеносных со­судов. У взрослого человека ее около 1-1-20 л. Между тканевой жид­костью и кровью постоянно происходит обмен веществ. Связь между клетками и капиллярами осуществляется через тканевую жидкость. Кислород (Оа) и питательные вещества могут попасть в клетку толь­ко в виде растворов. Поэтому из капилляров они вначале поступают в тканевую жидкость, а затем – в клетки органов.

Концентрация углекислого газа (СО,), образующегося в клетках, а также количество воды и других продуктов обмена веществ раз­личны в цитоплазме клеток и тканевой жидкости. Поэтому продук­ты обмена вначале выделяются из клеток в тканевую жидкость, а из тканевой жидкости попадают в капилляры. Необходимые для кле­ток вещества доставляются тканевой жидкостью из капилляров. Уг­лекислый газ и продукты обмена клетки выделяют в тканевую жид­кость, и затем они попадают в кровь. Тканевая жидкость обеспечива­ет относительное постоянство химического состава клеток органов и тканей при изменении состава крови. Всасываясь в лимфатические капилляры, тканевая жидкость превращается в лимфу. Функции тканевой жидкости см. табл. 3.

Лимфа (от лат. лимфа влага) прозрачная жидкость желтовато­го цвета (жидкая соединительная ткань), протекающая по лимфати­ческим сосудам и узлам человека. Лимфа составная часть внутренней среды организма. Образуется она из тканевой жидкости. По соста­ву минеральных солей она похожа на плазму крови. Химический со­став лимфы: 95% – вода; 3 4% – белки; 0.1% – глюкоза; 0.9% мине­ральные соли. В сутки у человека образуется около 1,5 л лимфы.

По сравнению с плазмой в лимфе меньше белков, поэтому и вяз­кость ее меньше. Лимфа имеет способность к свертыванию. Как и кровь, она находится в постоянном движении. Лейкоциты в лимфе представлены лимфоцитами. Они активно участвуют в иммунных реакциях организма, составляют 19-30% от всех лейкоцитов. Лим­фоциты мелкие клетки, очень чувствительны к проникновению мик­робов.

Функции лимфы:

возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения;

отфильтровывает вредных микробов и чужеродные частицы, про­никающие в организм;

способствует всасыванию жиров.

Кроме основных – крови, тканевой жидкости и лимфы (табл. 3) к жидкой среде организма относят еще и суставную, околосердеч­ную, спинномозговую и плевральную (легочную) жидкости.

Тканевая жидкость, лимфа, лимфоциты.

А

1.             Что представляет собой тканевая жидкость? Где она содержится?

2.             Какие функции выполняет тканевая жидкость?

3.             Из чего образуется лимфа? Какие вещества входят в ее состав?

В

1.             Из чего образуется тканевая жидкость? Как она проникает в меж­клеточное пространство?

2.             Как называются лейкоциты, находящиеся в лимфе?

3.             Какие функции выполняют лимфоциты?

С

1.             Что такое лимфа? Охарактеризуйте ее состав.

2.             Назовите функции лимфы.

3.             Что относится к внутренней среде организма? Охарактеризуйте коротко особенности каждой из ее составляющих.

Источник

Тема урока____________________________________________________________________________________________Дата урока________

Цель урока_______________________________________________________________________________________________________________

Что такое лимфатическая система?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_2ba83ef1.jpg

План урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №1: Что такое лимфа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции лимфы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №2: Из каких частей состоит лимфатическая система?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_85e5c04.png

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Лимфа содержит 3-4 % белка, около 1% минеральных веществ, 0,1 % глюкозы. Образуется лимфа при поступлении тканевой жидкости в лимфатические капилляры. Относительная плотность лимфы и её вязкость меньше, чем у крови. Поэтому при повреждении лимфатических сосудов и капилляров она свёртывается медленнее, чем кровь

hello_html_m266b21fe.jpg

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИМФЕ

  • Очистка лимфы происходит через слюну. Слюнные железы относятся к лимфосистеме, имеют выход в полость рта и вместе со слюной выносят отходы и загрязнения из своей системы в пищеварительный тракт для дальнейшего их выведения из организма.

  • При ожирении и отсутствии определенных физических нагрузок происходит застой лимфы в любых лимфоузлах. При этом в межклеточных пространствах скапливаются продукты жизнедеятельности клеток (фрагменты распавшихся липидов, белков, шлаки и т. д.), которые даже постепенно прорастают волокнами соединительной ткани (медики называют этот процесс фиброзом). И клетки эти начинают попросту гнить — возникают вялотекущие онкологические заболевания, гипертония, аллергия и др.

Читайте также:  Лимфа ног как лечить

Вопрос №3: Что такое лимфатические узлы? Какова их роль в лимфатической системе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

параграф 27 (пересказ)

по желанию: составить кроссворд по теме «Лимфатическая система»

Проверь себя

Дополни предложения:

Лимфатическая система тесно связана с __________ системой.По составу лимфа схожа с __________ крови, но содержит меньше __________ .Продвижению лимфы по сосудам способствуют сокращения окружающих их __________ и _________ .По лимфатическим сосудам в ток крови из тканей возвращается ________ и _______ .Из лимфатических узлов вместе с лимфой транспортирует лимфоциты в ___________ . Лимфатические узлы задерживают и обезвреживают ___________.В ответ на проникновение микроорганизмов в организм, в лимфатических узлах продуцируются __________.Благодаря многочисленным _________ лимфососуды приобретают __________ вид. Лимфатические узлы выполняют кроветворную и __________функции.Лимфатические капилляры образуют в органах и тканях капиллярные __________.

Лимфогенный путь-это_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самый крупный лимфатический проток- грудной

hello_html_m5737de1.png

hello_html_298b274.jpg

Источник

Технологическая карта урока по биологии 8 класс

Тема: Лимфатическая система

Тип урока: изучение нового материала

Используемые ИКТ: презентация , электронное приложение к учебнику (экзаменатор)

Основные понятия: лимфа, синус, лимфатический узел, лимфатический проток, селезенка

Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы , ее значением.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся имеют представление о лимфатической системе. Знают определение лимфа, ее химический состав; знают виды лимфатических сосудов и их различие , строение лимфатического узла. Могут объяснить за счет чего происходит движение лимфы. Установить последовательность движения лимфы в организме. Знают функции лимфатической системы.

Развивается умение работать с текстом учебника, преобразовывать информацию (составлять схемы, читать диаграммы). Могут сравнивать и давать объяснения своим мыслям. Развивают умения работать в группах и парах .Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формируют навыки здорового образа жизни, умение нести ответственность за свое здоровье. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Приветствие . Организационный момент

Здравствуйте ребята ! Я рада Вас видеть в этот чудесный день и надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем!

Приветствуют учителя . Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока

Вопрос: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов?

Какие системы органов вы уже изучили?

Загадывает загадку:

Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь

(Лимфа)

Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке.

Составляют план достижения целей и задач урока

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

3.Изучение нового материала

Цель: Создание условий для результативной работы

Вопрос: Что такое лимфа?

Сформулируйте определение лимфа.

Какой химический состав имеет лимфа? Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71

Объяснение учителя о составе лимфатической системы.

Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов.

С помощью учебника дополните схему, определив какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система

Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания.

Мы с Вами определили, что в состав лимфатической системы входят такие сосуды: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды и лимфатические протоки.

Читайте также:  Кровь и лимфа тест

Для изучения их строения мы разделимся на три группы.

Организация работы групп

Объяснение учителя о строении и значении лимфоидных органов

Работа с изображением строения лимфатического узла

hello_html_m42abbf7.png

Какой пути движения осуществляет лимфа внутри нашего организма?

Чтобы ответить на этот вопрос мы выполним следующее задание: у вас на партах лежат конвертики в них вы найдете карточки, с помощью которых необходимо выстроить последовательность передвижения лимфы.

Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной?

А каким образом происходит движение лимфы в сосудах?

Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?

Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа

Лимфа это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.

Поиск информации в учебнике, определение состава лимфы.

Работа с диаграммой

hello_html_m19653acb.png

Задание : дополнить схему с помощью учебника , поиск информации.

Озвучивание результатов дополнения схемы

Работа с учебником:

1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.

2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов

3группа изучает особенности строение лимфатических протоков

Выступление участников групп

Учащиеся слушают рассказ учителя и самое главное записывают в тетради

Работа в парах: Выполняют задание на определение правильной последовательности движения лимфы .

Отвечают на вопросы, сравнивают, рассуждают.

Учащиеся должны сделать вывод о том, лимфатическая система незамкнутая и не имеет центрального «насоса» для осуществления движения лимфы.

Учащиеся высказывают свои мнения, а затем делают вывод о движении лимфы и ее значении.

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по

результатам наблюдений. Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему, работать с диаграммой, устанавливать последовательность).

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учитывать разные мнения. Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы

Закрепление изученного материала

Выберите верные утверждения.

Работа на мультимедийной доске выполнение заданий электронного приложения к учебнику Биология. Человек. Культура здоровья 8 класс . Издательство «Просвещение». Раздел экзаменатор «Лимфатическая система»

Выбирают верные утверждения из перечисленных.

Выполняют задания у доски

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

Домашнее задание

Изучить параграф 27 стр 70-71

Ответить на вопросы № 2,3 стр 71

Записывают домашнее задание в дневнике

Коммуникативные: 

слушают учителя и вступают с ним в диалог, задают вопросы по выполнению д/з

Рефлексия

Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке

  • Сегодня я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Затруднения вызвал вопрос о…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я смогу…

  • Меня удивило то, что…

  • Урок дал мне знания о …

  • В жизни мне пригодится…

Ребята высказывают свои мысли и оценивают свою работу на уроке

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, самооценка, саморегуляция

Личностные УУД: смыслообразование

Источник

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Тема урока: Лимфа, лимфатические сосуды, их значение.

Цель: познакомить учащихся с лимфатической системой человека.

Задачи:

Образовательные:сформировать знания о составе и значении лимфы, лимфатических сосудах;

Развивающие:развивать умения использовать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, делать выводы;

Читайте также:  Кундалини крия для лимфы

Воспитательные:: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Оборудование: таблицы «Лимфатическая система», «Открытая биология», «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Я рада этой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Установите, какую группу крови имеет человек, если ему можно перелить кровь любой группы?

2. Почему при переливании крови, даже учитывая группу крови, бывают осложнения?

3. Задача:

У мальчика первая группа крови, у девочки четвёртая группа, что можно сказать о группах крови родителей?

III. Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Лимфа, лимфатические сосуды, их значение»).

1. Лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей. Рис. 1

C:Documents and SettingstestРабочий столimage002 (2).jpg

2. Меньшая часть тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя     лимфу. Лимфа представляет собой молочно – белую жидкость, сходную по составу с плазмой крови, но с меньшим (в 3 – 4 раза) содержанием белка. Она содержит в небольшом количестве лейкоциты, главным образом лимфоциты.

3. Лимфа движется очень медленно, в крупных лимфатических сосудах скорость её движения 0,25 – 0,3 мм/с.

4. Лимфатические капилляры начинаются слепо между клетками тканей, имеют более проницаемую стенку, чем кровеносные, и переходят в лимфатические сосуды, которые соединяются в более крупные и впадают в полые вены около сердца. Лимфатические сосуды пронизывают все ткани и органы. В стенке сосудов имеется мышечный слой. В крупных  лимфатических сосудах имеются клапаны, препятствующие обратному току жидкости.  Самые крупные лимфатические сосуды образуют главный грудной и правый лимфатический протоки, которые впадают в верхнюю полую вену, затем в правое  предсердие.  В сутки в кровь возвращается около 1 – 3 л лимфы. Рис. 2

C:Documents and SettingstestРабочий столimage002 (1).jpg

5. По ходу сосудов располагаются лимфатические узлы, в которых лимфа обогащается     лимфоцитами. Лимфатические узлы являются биологическими фильтрами, в которых происходит обезвреживание, не попадая в кровь,  микробов и чужеродных веществ  путем фагоцитоза и образования антител.

6. Наиболее крупные лимфатические узлы находятся на ноге (подколенные), в паху, локтевые, подмышечные, поясничные, шейные.

7. Большое значение имеют лимфатические узлы и миндалины пищеварительного канала.  Семь миндалин в виде кольца расположены в ротовой полости; они представляют собой скопление лимфоидной ткани. При ангине, скарлатине, дифтерите в первую очередь  воспаляются миндалины, т.к. в них происходит борьба между микробами и защитными  веществами организма.

8. Функции лимфатической  системы регулируется гуморальным путем, тимусом и селезенкой. При нарушении функции тимуса тяжелее переносятся воспаление легких,  грипп и другие болезни.

9. На функцию лимфатической системы положительно влияют занятия спортом, физической культурой, соблюдение личной гигиены, режима питания, гигиена дыхания  и нормальная работа кровеносной системы.

III. Закрепление:

  1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

…- прозрачная желтоватая жидкость. Она образуется в … … , движется по … сосудам и через венозные сосуды вливается в правое предсердие. В организме взрослого человека массой 60 кг содержится примерно 1200- 1600 мл … . В отличие от крови, ядовитые вещества в организме быстро проникают в … . … …, как и кровеносная, транспортирует питательные вещества и минеральные соли в клетки и ткани, а также выводит ненужные и ядовитые вещества из клеток.

  1. Работа в группах:

Почему при некоторых заболеваниях возникают воспалительные реакции в лимфатических узлах?

V. Д/З: конспект,

Ответить письменно на вопрос:

Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребёнка «припухли лимфатические железы»?

VI. Рефлексия.

“Я получил полезную информацию о том, что…”

Закончи предложение:

«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»

Источник