Из какого зародышевого листка образовались лимфа и кровь
В ЕГЭ по биологии часто упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Что это такое? Какую информацию об необходимо помнить, чтобы ответить на эти вопросы без труда? Давайте разбираться!
Не забывайте, что лето — отличная возможность восполнить пробелы в знаниях. Используйте промокод BLOG0820 до 31 августа 2020 и получите скидку 5% на первый месяц обучения в MAXIMUM Education для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также на курсах английского языка, профориентации и программирования. Промокод можно передавать друзьям ????
Теоретическая
часть
После того, как сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, их генетическая информация сливается и образуется диплоидная зигота. После этого события клетка начинает многократно делиться и со временем образует трехслойную нейрулу. Вот эти слои и называются зародышевыми листками.
Есть простой способ запомнить расположение листков. Эктодерма – наружный слой, а энтодерма — внутренний. Буква «к» в алфавите идет раньше, чем буква «н», поэтому эктодерма находится с наружной стороны зародыша. Мезодерма — средний зародышевый листок и, так уж вышло, что буква «м» находится между «к» и «н».
Есть еще один способ для тех, кто хорошо
понимает химию: можно вспомнить экзотермические и эндотермические химические
реакции. При экзотермических реакциях энергия выделяется наружу (от латинского «экзо»- наружу), а при эндотермических энергия поглощается внутрь (от «эндо» — внутрь). А мезодерма – это листок, который
находится между эктодермой и энтодермой.
После того, как мы вспомнили, где именно расположен каждый из зародышевых листков, важно осознать какие ткани, органы и системы органов образуются из каждого из них.
Что формируется из эктодермы?
- нервная система – нервная ткань, которая образует головной и спинной мозг, нервы и некоторые клетки разных анализаторов (например, хрусталик глаза).
- эпителий и его производные (кожа, ногти, когти, рога), а также кожные железы. Все эти структуры образованы эпителиальной тканью.
- зубная эмаль
Лайфхак для запоминания. Вы можете потрогать свой глаз? Или почувствуете ли прикосновение к нервным окончаниям на коже? А потрогать кожу или волосы? Да. Проведите параллель, эктодерма – наружный слой и то, к чему вы можете прикоснуться, в основном, закладывается из эктодермы.
Что формируется из энтодермы?
- пищеварительная система
- дыхательная система
- выделительная система
- эндокринные железы
Лайфхак для запоминания. Эти системы органов мы называем внутренними органами. Энтодерма – внутренний слой и из нее образуются внутренние органы.
Что формируется из мезодермы?
- мышцы
- скелет – хрящи и кости
- почки
- сердечно – сосудистая система –
сердце, сосуды и клетки крови - половая система — семенники и яичники
Лайфхак для запоминания. Все эти структуры состоят из мышечной и соединительной ткани, именно эти типы ткани закладываются из мезодермы.
Структуры и зародышевые листки: практическая часть
Давайте решим задания, где упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Обращаю ваше внимание, что эта тема встречается в заданиях на 2 и на 3 балла.
Пример 1. Установите
соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из
которого она сформировалась.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) болевые рецепторы Б) волосы B) лимфа Г) кровь Д) ногтевые пластинки | 1) мезодерма 2) эктодерма |
Теперь, после обсуждения
теоретического материала, это задание не кажется нам сложным. Эктодерма —
наружный зародышевый листок, из него образуются те структуры, которые мы можем
«потрогать». То есть, из перечисленных здесь вариантов – это болевые рецепторы,
волосы и ногтевые пластинки. Мезодерма – средний зародышевый листок, из нее
закладывается соединительная и мышечная ткань. Кровь и лимфа образованы
соединительной тканью и образуются из мезодермы.
Ответ: 22112
Пример 2. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 2. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?
Рисунок, похожий на этот, мы сегодня уже рассматривали. Цифрой 2 отмечен зародышевый листок, который находится между двумя другими, а значит – мезодерма. Из мезодермы образуются соединительная и мышечная ткань, сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы.
Желаем удачи! Если хотите быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по биологии, обратите внимание на наши курсы, почитайте отзывы о них. И следите за блогом, чтобы не пропустить разборы других заданий!
Источник
Шаблоны Joomla 3 тут
Эмбриональное развитиеПри самостоятельной подготовке к ЕГЭ по биологии часто возникают сложности с вопросами, связанными с эмбриональным развитием, в частности с органогенезом. В данном разделе приведены ряд вопросов, направленные на закрепление этого трудного раздела. |
1. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы | Стадии |
А) образуется однослойный зародыш Б) формируется мезодерма В) образуется двуслойный зародыш Г) образуется вторичная полость тела Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк Е) начинается органогенез | 1) бластула 2) гаструла 3) нейрула |
2. Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке вопросительным знаком?
1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань
3. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
Структура организма | Зародышевый листок |
A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки | 1) эктодерма 2) мезодерма |
4. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
Орган, ткань | Зародышевый листок |
A) кишечник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца | 1) энтодерма 2) мезодерма |
5. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
Орган | Зародышевый листок |
А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) эпидермис кожи | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
6. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
Орган | Зародышевый листок |
А) головной мозг Б) тонкая кишка В) хрящи Г) мышцы Д) поджелудочная железа Е) волосы | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
7. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками
Структура организма | Зародышевый листок |
А) нервная ткань Б) кровь В) скелет Г) гладкая мышечная ткань Д) кожный эпидермис | 1) эктодерма 2) мезодерма |
8. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками
Орган, ткань | Зародышевый листок |
A) внутренние слизистые покровы Б) надпочечники B) тканевая жидкость Г) лимфа Д) эпителий альвеол | 1) энтодерма 2) мезодерма |
9. Установите соответствие между органами, развивающимися из зародышевых листков эмбриона хордовых, и зародышевыми листками из которых развиваются данные органы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Орган | Зародышевый листок |
А) головной мозг Б) скелет В) мышцы Г) кожные железы Д) лёгкие Е) печень | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
10. Установите последовательность процессов эмбрионального развития представителей типа Хордовые. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) дифференцировка клеток
2) дробление зиготы
3) образование бластулы
4) образование гаструлы
5) образование зиготы
6) образование нейрулы
Источник
Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии
Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе “Статьи репетитора Богуновой В.Г.”
ЕГЭ по биологии – один из самых сложных экзаменов, поскольку абитуриент должен владеть огромным объемом информации на уровне 1-2 курсов биологического факультета университета и свободно пользоваться своими знаниями в любой, даже “измененной” ситуации. Как быть? Неужели сдать ЕГЭ по биологии на высокие баллы нереально?! И кто те счастливчики, которые все-таки умудряются получить 90+?! (Кстати, в их числе – все мои ученики!)
Секрет кроется в особенностях обучения. Профессиональный репетитор знает не только ЧЕМУ учить, но и КАК учить, заменяя ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ – АНАЛИТИКОЙ! Потому ученики таких мастеров всегда получают высокие баллы на любых испытаниях!
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно? Конечно, можно! Этим, в основном, и занимаются подавляющее большинство выпускников, поскольку хороших репетиторов днем с огнем не найдешь, а если таковые обнаружатся, они оказываются уже заполненными учениками до предела и на несколько лет вперед. Поэтому, спасение утопающих – дело рук (и голов) самих страдальцев.
Ловите совет профессионала!
1) Берете любой учебник биологии для поступающих в ВУЗы (из тех, которые на слуху).
2) Разбиваете содержание учебника примерно на 40 частей (естественно, с логическим завершением тем).
3) Один день в неделю читаете один раздел и составляете для него конспект-структуру (структура должна доминировать над текстом конспекта).
4) Для сложных моментов темы придумываете мнемонические фишки-запоминалки (или используете уже готовые, которых полно в интернете).
5) Запаситесь сборником типовых вариантов заданий ЕГЭ (лучше брать Рохлова В.С.)
6) После работы с очередным теоретическим разделом учебника, полистайте сборник заданий ЕГЭ, найдите вопросы, соответствующие изученной теме, и постарайтесь на них ответить
7) Через 2-3 месяца самообучения начинайте прописывать варианты ЕГЭ
Если чувствуете, что дело не идет, все-таки ищите репетитора. И не ловитесь на девочек, кривляющихся перед экраном монитора. Они ничему не научат, кроме одного – внушат, что вы – полный лох!
Репетитор-профессионал даст вам и всю необходимую информацию, и логические схемы, и мнемонику, и научит работать с заданиями ЕГЭ.
Хотите эксперимент? Прочитайте статью до конца – и будете знать ВСЕ о зародышевых листках (на уровне ЕГЭ, естественно)! Между прочим, такие тесты выполняют без ошибок не более 10% абитуриентов.
Зародышевые листки
Зародышевые листки – слои зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе эмбриогенеза и дающие начало разным органам и тканям.
Эктодерма – наружный зародышевый листок. Производные эктодермы выполняют, в основном, покровную и чувствительную функции. В ходе гаструляции эктодерма подразделяется на три части:
1) Нейроэктодерма. Из нее дифференцируются нервная система и органы чувств.
2) Кожная эктодерма. Дает начало эпителию кожи и его производным (сальные и потовые железы, волосы, ногти, пигментные клетки); эпителию ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, глотки, пищевода; эпителию мочевого пузыря, мочеточника, части прямой кишки.
3) Внезародышевая эктодерма. Дает начало серозной оболочке зародыша.
Энтодерма – внутренний зародышевый листок. Производные энтодермы выполняют, в основном, функции питания и дыхания. В ходе гаструляции энтодерма подразделяется на две части:
1) Кишечная энтодерма. Является источником образования эпителиальной выстилки среднего отдела кишечника и его производных (эпителия желудка, кишечника, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы); из нее дифференцируются легкие.
2) Желточная энтодерма. Из нее дифференцируются половые железы.
Мезодерма – средний зародышевый листок у многоклеточных животных. Располагается в первичной полости тела (бластоцеле) между экто- и энтодермой. Мезодерма появляется в филогенезе у плоских червей. Способы закладки и дальнейшего развития мезодермы различны у разных животных.
Производные мезодермы выполняют, в основном, функции связи между частями зародыша, а также двигательную, опорную и трофическую функции. Из мезодермы дифференцируются кровеносная и выделительная системы, скелет, мышцы, соединительная ткань. Мезодерма оказывает индуцирующее влияние на развитие производных энтодермы и эктодермы и, в свою очередь, испытывает индуцирующее влияние с их стороны.
Вы прочитали информацию, которой забиты все сайты мало-мальски профессиональных репетиторов. Думаю, вам понадобится не мало времени, чтобы все это запомнить. Но самое обидное в том, что проснувшись на следующее утро, вы не вспомните практически ничего из прочитанного выше.
Я предлагаю одну из многочисленных авторских фишек репетитора-профессионала, которая позволит быстро запомнить производные зародышевых листков. Предупреждаю: то, о чем вы прочитаете ниже – эксклюзив и публикуется впервые!
Мнемоническая фишка “Зародышевые листки”
Эктодерма – кожа, нервы
Энтодерма – питание, дыхание
Мезодерма – все остальное
Расшифровывать не буду. Если вы и сейчас ничего не поняли, лучше вообще не готовиться к ЕГЭ по биологии!
Однако, представленная фишка требует разъяснения. Это можно сделать на конкретных заданиях ЕГЭ, которые я взяла из сборника Рохлова В.С.
ЕГЭ по биологии, задание 8 (1-й вариант)
ЕГЭ по биологии, 8 задание
Анализ теста:
1 – эктодерма
2 – мезодерма
А) рецепторы сетчатки – нервные окончания (фоторецепторы) внутренней оболочки глаза; укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы
Б) кровь – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
В) скелетная мускулатура – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
Г) эпидермис кожи – укладывается в позицию мнемоники “кожа”, производное эктодермы
Д) хрящевая ткань – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
Е) кора больших полушарий – укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы
ЕГЭ по биологии, задание 8 (2-й вариант)
ЕГЭ по биологии, 8 задание
Анализ теста:
1 – мезодерма
2 – энтодерма
А) альвеолы легких – укладывается в позицию мнемоники “дыхание”, производное энтодермы
Б) сердце – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
В) почки – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
Г) эпителий желудка – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы
Д) лимфа – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы
Е) поджелудочная железа – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы
ЕГЭ по биологии, задание 8 (3-й вариант)
ЕГЭ по биологии, 8 задание
Анализ теста:
1 – эктодерма
2 – энтодерма
А) желудок – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы
Б) головной мозг – укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы
В) печень – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы
Г) слизистая носовой полости – укладывается в позицию мнемоники “кожа”, производное эктодермы
Примечание: носовая полость – часть дыхательной системы, однако в понимание “кожа” следует также относить ту часть слизистой оболочки, которая контактирует с внешней средой
Д) сетчатка глаза – внутренняя оболочка глаза, является периферическим отделом зрительного анализатора; содержит фоторецепторные клетки, обеспечивающие восприятие и преобразование электромагнитного излучения видимой части спектра в нервные импульсы; укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы
Е) эпителий кишечника – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы
Примечание: эпителий нижней части прямой кишки образован эктодермой (как вы понимаете, эта часть слизистой периодически граничит с внешней средой).
Обращение к профессионалам-гистологам
Не орите – пожалейте свои нервы! Не пишите гадости в комментарии – эта статья не для вас. Кстати, если вы дочитали публикацию до конца, значит либо статья интересная (а так оно и есть), либо вы – слабо владеете “матчастью”.
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!
Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт “Репетитор по химии и биологии”
Хочешь подготовиться к ЕГЭ по биологии на 90+? Срочно пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55 Я помогу тебе стать студентом!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Источник
Значение зародышевых листков. Функции зародышевого листка эмбриона
Не имея в своем распоряжении ранних эмбрионов человека, показывающих некоторые важнейшие стадии образования зародышевых листков, мы постарались проследить их становление у других млекопитающих. Наиболее заметной особенностью раннего развития является образование множества клеток из одной оплодотворенной яйцеклетки путем следующих друг за другом митозов. Еще более важен тот факт, что даже в течение ранних фаз быстрой пролиферации образующиеся таким образом клетки не остаются неорганизованной массой.
Почти сразу они располагаются в виде полого образования, называемого бластодермическим пузырьком. На одном полюсе собирается группа клеток, известная как внутренняя клеточная масса. Едва она образуется, как из нее начинают возникать клетки, выстилающие небольшую внутреннюю полость — первичную кишку, или архэнтерон. Из этих клеток образуется энтодерма.
Та часть первоначальной группы клеток, из которой образуются покровы эмбриона и самый наружный слой его оболочек, называется эктодермой. Вскоре между двумя первыми зародышевыми листками образуется третий слой, называемый достаточно удачно мезодермой.
Зародышевые листки представляют интерес для эмбриолога с нескольких точек зрения. Простое строение эмбриона, когда он содержит вначале один, затем два и наконец три первичных слоя клеток, является отражением филогенетических изменений, имевших место у низших животных — предков позвоночных. С точки зрения возможных онтогенетических рекапитуляции некоторые факты вполне допускают зто.
Нервная система эмбрионов позвоночных возникает из эктодермы — слоя клеток, при помощи которого примитивные организмы, еще не имеющие нервной системы, находятся в контакте с внешней средой. Выстилка пищеварительной трубки позвоночных образуется из энтодермы — слоя клеток, который у очень примитивных форм выстилает их похожую на гастроцель внутреннюю полость.
Скелетная, мышечная и кровеносная системы происходят у позвоночных почти исключительно из мезодермы — слоя, который у маленьких низкоорганизованных существ является относительно незаметным, но роль которого возрастает при увеличении их размеров и сложности в связи с увеличением их потребностей в поддерживающей и кровеносной системах.
Наряду с возможностью истолкования зародышевых листков с точки зрения их филогенетического значения нам важно установить также и ту роль, которую они играют в индивидуальном развитии. Зародышевые листки являются первыми организованными группами клеток в эмбрионе, которые четко отличаются друг от друга своими особенностями и отношениями. Тот факт, что эти отношения в основном одинаковы у всех эмбрионов позвоночных, убедительно говорит об общем происхождении и сходной наследственности у различных членов этой огромной группы животных.
Можно думать, что в этих зародышевых листках начинают впервые создаваться различия разных классов над общим планом строения тела, характерным для всех позвоночных животных.
Образованием зародышевых листков заканчивается период, когда основным процессом развития является лишь увеличение количества клеток, и начинается период дифференциации и специализации клеток. Дифференциация происходит в зародышевых листках еще до того, как мы можем видеть ее признаки с помощью любого из наших микроскопических методов. В листке, который имеет совершенно однородный вид, постоянно возникают локализованные группы клеток с различными потенциями к дальнейшему развитию.
Мы уже давно знаем об этом, ибо мы можем видеть, как из зародышевого листка возникают различные структуры. В то же время в зародышевом листке незаметно никаких видимых изменений, благодаря которым они возникают. Последние экспериментальные исследования свидетельствуют о том, насколько рано эта невидимая дифференциация предшествует видимой морфологической локализации клеточных групп, которые мы без труда распознаем в качестве зачатка дефинитивного органа.
Так, например, если вырезать из любого места гензеновского узелка узкую поперечную полоску эктодермы двенадцатичасового эмбриона и выращивать ее в культуре ткани, то в определенное время обнаружатся специализированные клеточные элементы такого типа, который встречается только в глазу, хотя зачаток глазного пузыря куриного эмбриона не появляется ранее 30 часов инкубации. Полоска, взятая из другого участка, хотя он и кажется таким же, при росте в культуре не образует клеток, характерных для глаза, а проявляет иную специализацию.
Эксперименты показывают, насколько рано в зародышевых листках детерминированы группы клеток с различными потенциями к развитию. В процессе развития эти клеточные группы становятся все более и более заметными. В некоторых случаях они обособляются из материнского листка путем выпячивания, в других случаях — путем миграции отдельных клеток, скопляющихся позднее где-нибудь в новом месте.
Из возникших таким образом первичных групп клеток постепенно образуются дефинитивные органы. Поэтому происхождение различных частей тела в эмбриогенезе зависит от роста, подразделения и дифференциации зародышевых листков. Эта схема показывает нам тот общий путь, по которому развиваются рассмотренные выше ранние процессы. Если мы проследим за процессом развития дальше, то увидим, что каждое нормальное разделение объекта более или менее четко центрируется вокруг определенной ветви этого генеалогического древа зародышевых листков.
– Также рекомендуем “Строение ранних зародышей человека. Изучение эмбрионов раннего развития”
Оглавление темы “Оплодотворение. Развитие эмбриона”:
1. Жизнеспособность сперматозоидов. Продолжительность жизни сперматозоидов
2. Передвижение сперматозоидов. Механизм передвижения сперматозоидов
3. Слияние гамет. Механизм оплодотворения и слияния гамет
4. Определение пола. Как формируется пол эмбриона?
5. Развитие эмбриона. Дробление яйцеклетки
6. Бластула. Дифференцировка бластодермического пузырька
7. Зародышевые листки. Образование энтодермы и мезодермы
8. Образование хорды. Механизмы формирования хорды эмбриона
9. Значение зародышевых листков. Функции зародышевого листка эмбриона
10. Строение ранних зародышей человека. Изучение эмбрионов раннего развития
Источник