Движение лимфы 8 класс биология
Урок биологии в 8 классе. «___»__________________ 20____ г.
Движение лимфы.
Цель. Сформировать у учащихся представление о строении лимфатической системы.
Задачи.
Образовательные. Изучить строение лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.
Развивающие. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
Слайд 2. Дополните схему.
Слайд 3. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 4. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение?
Какие функции он выполняет?
Слайд 5. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 6. Перечислите части сердца, изображённые на рисунке под номерами 1- 6.
Слайд 7. Какая фаза работы сердца изображена на рисунке?
Письменная работа.
Слайд 8. Соотнесите обозначенные цифрами части сердца и названия, обозначенные буквами.
А – левый желудочек Б – правый желудочек В – левое предсердие Г – правое предсердие Д – верхняя полая вена Е – аортальный полулунный клапан Ж – лёгочный полулунный клапан З – трёхстворчаый клапан И – двустворчатый клапан К – полусухожильные нити |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Слайд 9. Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в (1) … желудочке, а заканчивается в (2) …. предсердии.
Большой круг начинается в(3) … желудочке, а заканчивается в (4) … предсердии.
В легочной артерии течет (5) … кровь, а по легочным венам – (6) … .
В левом предсердии и желудочке кровь (7) … .
В правом предсердии и желудочке кровь (8) … .
Превращение венозной крови в артериальную происходит в (9) … в (10) …. круге кровообращения.
Изучение новой темы.
Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека, помимо кровеносных, находятся лимфатические сосуды. Они содержат лимфу.
Лимфа – легко-желтоватая жидкость белковой природы, содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О2, СО2. В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов. Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л.
(слайд 10) Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.
Из плазмы крови образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу. Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.
(слайд 11) Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы.
(слайд 12) Благодаря клапанам лимфа движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками. Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.
(слайд 13) По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образования – лимфатические узлы. Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. (слайд 14)
Лимфатические узлы содержат множество макрофагов и лимфоцитов. В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на более мелкие, где происходит фильтрация лимфы и ее обеззараживание от различных грибков, бактерий и других паразитов. А очищенная лимфа следует дальше.
Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными. (слайд 15)
Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.
Функции лимфатической системы – защитная, дренажная и питательная. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.
Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.
Таким образом, структура лимфатической системы включает капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. В сущности, лимфатическая система — это часть сосудистой системы организма, дополняющей сердечно-сосудистую.
Закрепление изученного материала. (слайд 16)
Практическая работа «Кислородное голодание».
Перетяните ненадолго палец аптечным резиновым кольцом, перекручивая его восьмеркой. Объясните причины наблюдаемых явлений. (стр. 84-85)
Результат наблюдения | Причина |
Покраснение пальца | |
Побеление пальца | |
Покалывание в пальце (чувство, напоминающее ползание мурашек) | |
Ухудшение чувствительности пальца |
Домашнее задание. § 18
Источник
У человека и других позвоночных имеется помимо кровеносных еще одна группа сосудов, образующих лимфатическую систему. По этим сосудам движется лимфа — прозрачная, желтоватого цвета жидкость.
Лимфатическая система человека
В лимфе содержатся лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца.
В местах слияния лимфатических сосудов находятся скопления клеток, называемых лимфатическими узлами, в которых образуются лейкоциты. Данные узлы являются биологическими фильтрами. В них фагоцитируются лейкоцитами микробы и задерживаются другие чужеродные вещества, попавшие в лимфу из тканей.
Таким образом, можно выделить основные функции лимфы:
- Возвращение тканевой жидкости в систему кровообращения;
- выработка лейкоцитов;
- отфильтрование бактерий и других чужеродных веществ;
- всасывание в лимфу жиров в тонком кишечнике;
- поддержание постоянства внутренней среды;
- возврат белковых веществ из тканевой жидкости в кровеносное русло.
Отличия от плазмы крови
- Собранная натощак или после употребления нежирных продуктов, имеет прозрачный цвет и отличается от плазмы крови меньшим содержанием белков (в 4 раза).
- В лимфу из кишечника человека всасываются эмульгированные жиры, поэтому через 6-8 часов после приема жирной пищи она становится молочного цвета.
- Также, в отличие от плазмы, имеет меньшую вязкость и низкую относительную плотность.
Состав
К составляющим лимфы относятся: белки, минеральные соли, форменные элементы (лейкоциты), Hb, глюкоза. Среди лейкоцитов преимущественно встречаются лимфоциты (до 90%), на моноциты приходится 5%, на эозинофилы 2%. Эритроциты в норме отсутствуют, но при радиационном воздействии или травмах, когда проницаемость сосудистой стенки увеличивается или нарушается ее целостность, красные тельца могут выходить из крови в лимфу.
Состав лимфы в разных органах отличается, что зависит от их функций и обменных процессов. Например, в печеночной ткани в ее составе содержится повышенное количество белка, а от желез внутренней секреции она оттекает с гормонами.
Процесс лимфообразования
Характеризуется переходом воды и растворенных в ней веществ из кровеносного русла в ткани, а затем в лимфатические сосуды. Капилляры оснащены полупроницаемой сосудистой стенкой с ультрамикроскопическими порами, через которые осуществляется фильтрация. Поры имеют различную величину в разных органах, наибольшая проницаемость наблюдается в печени, поэтому здесь образуется около половины объема лимфы.
Движение и регуляция лимфообразования
Вода, растворенные соли, глюкоза, кислород легко переходят в тканевую жидкость. Это связано с повышенным внутрисосудистым давлением (гидростатическое). Высокомолекулярные вещества (белки плазмы) не способны проникать сквозь стенку капилляра, они поддерживают онкотическое давление и задерживают воду в русле.
Разность гидростатического и онкотического давления дает фильтрационное давление, которое обеспечивает переход воды в тканевую жидкость. Часть ее поступает обратно в кровеносное русло, а часть становится лимфой.
Механизмы регуляции лимфообразования
В здоровом организме образование лимфы и ее отток эффективно регулируются вегетативной нервной системой и гуморальными факторами. Они оказывают влияние на уровень кровяного давления и регулируют проницаемость капилляров.
К примеру, адреналин и норадреналин увеличивают давление в сосудах, что повышает фильтрационные процессы и выход жидкости в интерстициальное пространство.
Местная регуляция осуществляется тканевыми метаболитами и биологически активными веществами, которые выделяются клетками.
Движение лимфы в организме человека
Лимфа диффундирует из тканевой жидкости в лимфатические капилляры, собирающиеся в мелкие лимфатические сосуды, постепенно образующие лимфатические вены. Вены лимфатической системы подобно кровеносным венам содержат клапаны, которые обеспечивают движение лимфы к сердцу.
От левой руки, левой стороны головы, ребер лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в грудной проток, а дальше в вены большого круга кровообращения (верхняя полая вена). В правый лимфатический проток поступает лимфа от правой руки, правой части головы, ребер, из него переходит в правую подключичную вену. Затем вместе с венозной кровью лимфа впадает в правое предсердие.
Таким образом, лимфатическая система служит для возврата жидкости из межклеточного пространства в систему кровообращения, и поэтому лимфатических артерий не существует.
Лимфатическая система человека. Схема движения
Перемещение лимфы осуществляется за счет таких процессов:
- Ритмичные сокращения лимфатических сосудов (около 10 в минуту). Благодаря наличию клапанов ток возможен только в одном направлении.
- Симпатическая иннервация стенок лимфатических сосудов, путем спазмирования и расслабления их определенных участков.
- Облегчает движение внутригрудное давление, которое во время вдоха становится отрицательным, объем грудной клетки увеличивается, что способствует расширению грудного протока.
- Ходьба, сгибательные и разгибательные движения конечностей. За день в кровоток возвращается до 3л лимфы.
Роль в организме человека
В лимфатическом русле находится 1-2 литра лимфы. Она забирает из крови токсины, шлаки, чужеродных бактерий, паразитов, которые попадают в кровеносное русло извне. Вредоносные вещества, циркулируя по лимфатическим сосудам, попадают в лимфатические узлы, где идет фильтрация и задержка микроорганизмов, чужеродных частиц. После, уже очищенная лимфа возвращается в кровь, а токсические вещества и продукты обмена выводятся с помощью мочевой системы и потовых желез.
Источник
Учитель биологии
Кравченко Виктория Викторовна
1.Образовательные
2.Развивающие
3. Воспитательные
– создать условия для изучения строения лимфатической системы, ее функциях, о лимфообращении, его значении, а так же взаимосвязи этого процесса с кровообращением;
– содействовать развитию устойчивого произвольного внимания, памяти, логического мышления, мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования); развитию умений сравнивать и обобщать;
– способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения; воспитанию самостоятельного мышления, собранности, сосредоточенности, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию.
Метод: Беседа.
Оборудование: проектор, презентация.
Формируемые УУД:
Личностные:
Ориентация в межличностных отношениях.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Самоопределение.
Метапредметные:
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации.
Предметные:
Выявлять строение лимфатической системы.
Определять значение лимфообращения, его взаимосвязи с кровообращением.
Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока
Методы и методические приёмы
Пособия
Время
1.Орг.момент
2. Проверка знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Домашнее задание
Словесный
Игра «Угадай по описанию»
Аукцион знаний
Самостоятельная работа
Практическая работа
Инструктаж
презентация
3′
5′
25′
10′
2′
Содержание урока:
2. Проверка знаний:
Игра “Угадай по описанию”.
1. Осуществляет связь между органами, участвует в регуляции работы организма, защищает организм, жидкая, красная. (Кровь).
2. Безъядерные клетки, мелкие, двояковогнутой формы, эластичные, содержат гемоглобин. (Эритроциты).
Отвечают на вопросы
3. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).
4. Кровяные пластинки, безъядерные, образуются в красном костном мозге, участвуют в свертывании крови. (Тромбоциты).
5. Межклеточное вещество крови, жидкая, на 90% состоит из воды, играет роль питательного раствора. (Плазма).
6. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).
7. Жидкость, омывающая клетки организма, прозрачная, бесцветная, проходит через биологические фильтры – узлы. (Лимфа).
3.Изучение нового материала:
Актуализация опорных знаний.
Предлагаю ученикам отгадать загадку
«Я не кровь, но в связи с нею,
Свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь».
Ответ – лимфа.
В этой загадки, в четырех строках отражено самое главное о лимфе. Здесь сказано, что это жидкая ткань. И что лимфа тесно связана с кровью, но выполняет свои особые функции. Вот обо всем этом мы и поговорим более подробно на сегодняшнем уроке.
Какие цели вы поставите на сегодняшний урок?
цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить строение лимфатической системы, ее функции, рассмотреть процесс лимфообращения. Во второй половине урока вы напишите итоговую письменную работу по теме Строение кровеносной системы и кровообращение.
Сегодняшний урок мы проведём «Аукцион знаний». В ходе самостоятельной работы с учебником, вы можете ответив на вопрос заработать оценку на уроке.
Разыгрывается первый лот «Что такое лимфа?»: дать определение, определить её состав
– обсуждение вопроса:
Лимфа (lympha – влага) – легко-желтоватая жидкость белковой природы. протекает в лимфатических капиллярах и сосудах, она содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О2, СО2. Содержание белков в лимфе в 3-4 раз меньше, чем в плазме крови – все это лимфоплазма. В форменных элементов лимфы относятся и лимфоциты, моноциты иногда эритроциты. Состав лимфы не постоянен и зависит от органа, из которого она вытекает.
Лот 2. «Лимфатическая система»: где образуется лимфа, строение лимфатической системы.
Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.
Лимфа образуется в результате всасывания тканевой жидкости в лимфатические капилляры. Лимфа циркулирует по сосудам, проходя лимфатические узлы.
Лимфатические узлы содержат множество макрофагов и лимфоцитов. В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на более мелкие, где происходит фильтрация лимфы и ее обеззараживание от различных грибков, бактерий и других паразитов. А очищенная лимфа следует дальше.
Лот 3. «Отличие лимфатической системы от кровеносной».
В отличие от кровеносной системы, сосуды лимфатической не образуют замкнутого круга, поскольку даже крупнейшие из них в конечном итоге впадают в вены большого круга кровообращения вблизи правого предсердия. Сосуды лимфатической системы не проникают в головного и спинного мозга, глаз, среднего уха, хрящей, эпителия кожи и т.д..
Слушают загадку, отгадка подводит к теме урока
Формулируют цели, цели обсуждаются
Работают с учебником , дополнительными материалами, обсуждение вопроса, краткая запись в тетрадях опорных моментов
Движение лимфы происходит благодаря ритмичным сокращением стенок крупных лимфатических сосудов, наличие клапанов в них, посасывая действия грудного лимфатического протока и грудной полости, а также сокращению скелетных мышц. В связи с отсутствием специализированного мышечного насоса наподобие сердца ток лимфы очень медленное, даже в крупных лимфатических сосудах он не превышает 0,01 м / мин, тогда как в венах скорость движения крови может достигать 0,25 м / с.
Лот № 4. «Функции лимфатической системы».
Функции: защитную, дренажную и питательной. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.
Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.
4.Закрепление изученного материала:
Для закрепления изученного материала проведём Практическую работу
– учебник стр.87, Практическая работа «Кислородное голодание».
5.Задание на дом:
п.18
6. Рефлексия:
«Цепочка» – ответьте на вопрос одним словом:
Что нового вы узнали для себя?
Всё ли на уроке у вас получилось?
Как вы думаете, в чём причина возникших затруднений?
Что на уроке понравилось больше всего?
Что из хода урока вы бы удалили, почему?
7. Подведение урока.
Коллективное выставление отметок.
Выполнение работы
Источники: Драгомилов, Маш. Биология: 8 класс. – М.Вентана-Граф, 2015г.
Источник