Биология 8 класс внутренняя среда организма лимфа

Биология 8 класс внутренняя среда организма лимфа thumbnail

«Внутренняя среда организма:
кровь, лимфа, тканевая жидкость»

Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (крови, лимфы, тканевой жидкости), связанных между собой и принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ. Внутренняя среда организма осуществляет связь между всеми органами и клетками тела. Для внутренней среды характерно относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств, которое поддерживается непрерывной работой многих органов.

внутренняя среда организма

Кровь — ярко-красная жидкость, циркулирующая в замкнутой системе кровеносных сосудов и обеспечивающая жизнедеятельность всех тканей и органов. В организме человека содержится около 5 л крови.

Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет промежутки между клетками. Она образуется из плазмы крови, проникающей через стенки кровеносных сосудов в межклеточные пространства, и из продуктов клеточного обмена веществ. Её объём составляет 15—20 л. Через тканевую жидкость осуществляется связь между капиллярами и клетками: путём диффузии и осмоса через неё передаются питательные вещества и О2 из крови в клетки, а СО2, вода и другие продукты жизнедеятельности — в кровь.

В межклетниках начинаются лимфатические капилляры, которые собирают тканевую жидкость. В лимфатических сосудах она превращается в лимфу — желтоватую прозрачную жидкость. По химическому составу она близка к плазме крови, но содержит в 3—4 раза меньше белков, поэтому обладает небольшой вязкостью. В лимфе содержится фибриноген, и благодаря этому она способна свёртываться, хотя и гораздо медленнее, чем кровь. Среди форменных элементов преобладают лимфоциты и очень мало эритроцитов. Объём лимфы в организме человека составляет 1—2 л.

Основные функции лимфы:

  •  Трофическая — в неё всасывается значительная часть жиров из кишечника (при этом она приобретает беловатый цвет за счёт эмульгированных жиров).
  • Защитная — в лимфу легко проникают яды и бактериальные токсины, нейтрализующиеся затем в лимфатических узлах.

Состав крови

Кровь состоит из плазмы (60 % объёма крови) — жидкого межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов (40 % объёма крови) — эритроцитов, лейкоцитов и кровяных пластинок (тромбоцитов).

состав крови

Плазма — вязкая белковая жидкость жёлтого цвета, состоящая из воды (90— 92 °%) и растворённых в ней органических и неорганических веществ. Органические вещества плазмы: белки (7—8 °%), глюкоза (0,1 °%), жиры и жироподобные вещества (0,8%), аминокислоты, мочевина, мочевая и молочная кислоты, ферменты, гормоны и др. Белки альбумины и глобулины участвуют в создании осмотического давления крови, транспортируют различные нерастворимые в плазме вещества, выполняют защитную функцию; фибриноген участвует в свёртывании крови. Кровяная сыворотка — это плазма крови, не содержащая фибриногена. Неорганические вещества плазмы (0,9 °%) представлены солями натрия, калия, кальция, магния и др. Концентрация различных солей в плазме крови относительно постоянна. Водный раствор солей, который по концентрации соответствует содержанию солей в плазме крови, называется физиологическим раствором. Он используется в медицине для восполнения недостающей в организме жидкости.

Эритроциты (красные кровяные клетки) — безъядерные клетки двояковогнутой формы (диаметр — 7,5 мкм). В 1 мм3 крови содержится примерно 5 млн эритроцитов. Основная функция — перенос О2 от лёгких к тканям и СО2 от тканей к органам дыхания. Окраска эритроцитов определяется гемоглобином, состоящим из белковой части — глобина и железосодержащего гема. Кровь, эритроциты которой содержат много кислорода, ярко-алая (артериальная), а кровь, отдавшая значительную его часть, — тёмно-красная (венозная). Эритроциты образуются в красном костном мозге. Срок их жизни — 100—120 дней, после чего они разрушаются в селезёнке.

элементы крови

Лейкоциты (белые кровяные клетки) — бесцветные клетки, имеющие ядро; их основная функция — защитная. В норме 1 мм3 крови человека содержит 6—8 тыс. лейкоцитов. Некоторые лейкоциты способны к фагоцитозу — активному захватыванию и перевариванию различных микроорганизмов или отмерших клеток самого организма. Лейкоциты образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах, селезёнке и тимусе. Продолжительность их жизни — от нескольких дней до нескольких десятков лет. Лейкоциты делятся на две группы: гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы), содержащие зернистость в цитоплазме, и агранулоциты (моноциты, лимфоциты).

Тромбоциты (кровяные пластинки) — мелкие (2—5 мкм в диаметре), бесцветные, безъядерные тельца округлой или овальной формы. В 1 мм3 крови насчитывается 250—400 тыс. тромбоцитов. Основная их функция — участие в процессах свёртывания крови. Тромбоциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезёнке. Продолжительность их жизни — 8 дней.

Читайте также:  Очищаем лимфу народными средствами

Функции крови

Функции крови:

  1. Питательная — доставляет тканям и органам человека питательные вещества.
  2. Выделительная — удаляет через органы выделения продукты распада.
  3. Дыхательная — обеспечивает газообмен в лёгких и тканях.
  4. Регуляторная — осуществляет гуморальную регуляцию деятельности различных органов, разнося по организму гормоны и другие вещества, усиливающие или тормозящие работу органов.
  5. Защитная (иммунная) — содержит способные к фагоцитозу клетки и антитела (специальные белки), препятствующие размножению микроорганизмов или нейтрализующие их ядовитые выделения.
  6. Гомеостатическая — принимает участие в поддержании постоянной температуры тела, рН среды, концентрации ряда ионов, осмотического давления, онкотического давления (часть осмотического давления, определяемого белками плазмы крови).

функции крови

Свёртывание крови

Свёртывание крови — важное защитное приспособление организма, предохраняющее его от потери крови при повреждении сосудов. Свёртывание крови — сложный процесс, состоящий из трёх этапов.

На первом этапе вследствие повреждения стенки сосуда происходит разрушение тромбоцитов и высвобождение фермента тромбопластина.

На втором этапе тромбопластин катализирует превращение неактивного белка плазмы протромбина в активный фермент тромбин. Это превращение осуществляется в присутствии ионов Ca2+.

На третьем этапе тромбин превращает растворимый белок плазмы фибриноген в волокнистый белок фибрин. Нити фибрина переплетаются, образуя густую сеть в месте повреждения кровеносного сосуда. В ней задерживаются клетки крови и формируется тромб (сгусток). В норме кровь свёртывается в течение 5—10 минут.

свертывание крови

У людей, страдающих гемофилией, кровь не способна свёртываться.

Это конспект по теме «Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Группы крови. Иммунитет
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Источник

Урок №28. Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.Лабораторная работа №10.«Микроскопическое строение крови человека».

Цель урока: сформировать знания о внутренней среде организма, составе крови.

Задачи:

1. Познакомить с понятием внутренняя среда организма, составом крови;

2. Развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, умение сравнивать

3. Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, познавательную активность.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат крови человека

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний по изученной теме

Контрольная работа. «Скелет человека».

3. Изучение нового материала

1) Внутренняя среда организма

Работа с текстом учебника, в процессе которой учащиеся заполняют таблицу.

Состав

Плазма (55% объема крови): Н2О – 90%, белки – 7% (альбумины, глобулины, фибриноген), жиры – 0,8%, глюкоза – 0,12%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны.

Форменные элементы (45%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.

Местонахождение

Сердце и кровеносные сосуды.

Лимфатическая система.

Между клетками всех тканей.

Источник и место образования

За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.

За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.

За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.

Функции

  1. транспортная

  2. защитная

  3. гуморальная регуляция

1.возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости

2.фильтрация

3.обеззараживание

1. перенос О2 и СО2.

2) Состав крови

3) Сопоставьте два факта.

  1. Человек, раненный в ногу или руку. Погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

  2. Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:

а) почему человек с большой потерей крови погибает;

б) какое значение имеет кровь в жизни человека.

  1. Закрепление изученного материала

-из каких компонентов состоит внутренняя среда организма:

-откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества:

-какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?

-почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?

-как в организме поддерживается гомеостаз внутренней среды организма?

Лабораторная работа №10. «Микроскопическое строение крови человека».

5. Домашнее задание. п.29, ответить на вопросы.

Контрольная работа «Скелет человека»

Из перечня (1-13) выберите и зашифруйте наиболее правильные ответы на вопросы (А-Л)

  1. Кости стопы

  2. Кости голени

  3. Кости предплечья

  4. Лобная кость

  5. Ключицы

  6. Кости плеча

  7. Рёбра

  8. Теменная кость

  9. Лопатки

  10. Бедренная кость

  11. Кости кисти

  12. Тазовые кости

  13. Грудина

Читайте также:  Лабораторная кровь и лимфа

А) образуют скелет свободной нижней конечности?

Б) образуют плечевой сустав?

В) являются длинными трубчатыми?

Г) кости мозгового отдела черепа

Д) кости плечевого пояса

Е) образуют тазобедренный сустав?

Ё) самые широкие кости

Ж) образуют пояс нижних конечностей?

З) относится к грудной клетке

И) образуют локтевой сустав

К) образуют скелет свободной верхней конечности

Л) образуют коленный сустав

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

К

Л

10,2,1

6,9

2,3,6,10

4,8

5,9

10,12

9,12

12

7,13

3,6

3,6,11

2,12

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

город-курорт Кисловодск

Конспект открытого урока

«Внутренняя среда организма»

Из опыта работы

Березуева Н.Н.

учитель биологии

высшей категории

2014 – 2015 учебный год

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом крови и функциями ее компонентов, разъяснить механизм свертывания крови.

  • Развивающая: углубить знания о внутренней среде организма и гомеостазе, раскрыть состав и значение крови в обмене веществ.

Воспитывающая: применять полученные знания для профилактики сохранения здоровья, воспитывать основополагающие элементы здорового образа жизни, сформировать понятие, что

«Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни».Клод Бернар

  • Оборудование:

  • Компьютер

  • Презентация по теме

  • Интерактивная доска

  • Цифровой микроскоп

  • Мультимедийное приложение «1С Образовательная коллекция. Человек, 8 класс»

  • Собственные ЦОР фотография «Микропрепарат крови человека»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы: индивидуальная, коллективная, с использованием информационных технологий, работа в малых группах. Во время лекции будут представлены слайды, отражающие основные изучаемые вопросы по теме.

План урока:

  1. Лекция

  2. Самопогружение через решение творческих задач

  3. Закрепление полученных знаний

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя: объявляются задачи урока, принцип работы, план урока.(3 мин.)

Урок начинается с проблемного обзора содержания темы и подготовки учащихся к коллективной работе.

Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»? Для внутренней среды организма характерно относительное постоянство состава и физико-химических свойств. При изменении какого-либо параметра внутренней среды в организме включаются мощные системы саморегуляции. Они обеспечивают изменение функций многих органов и систем так, чтобы их работа восстановила исходный баланс. Совокупность механизмов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, называется гомеостазом. (слайд 3)

II. Изучение нового материала.

  1. Лимфа– жидкость, циркулирующая в лимфатической системе позвоночных. По составу близка к плазме крови. Может свертываться. В лимфе много лимфоцитов и мало эритроцитов. Основные функции — перенос питательных веществ и защитная. Значительная часть жира из кишечника всасывается в лимфу. Образование лимфы обеспечивается поступлением жидкости в ткани из плазмы крови и переходом ее из тканевых пространств в лимфатические сосуды. Объем лимфы в организме человека 1—2л.(слайд 4)

  2. Тканевая жидкость – имеется в межклеточных и околоклеточных пространствах тканей и органов у позвоночных. Наряду с кровьюи лимфой составляет внутреннюю среду организма. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и отдают в нее продукты обмена. Оттекая от органов в лимфатические сосуды, превращается в лимфу.(слайд 5)

Содержание слайдов ученики записывают в тетрадь.

  1. Состав крови (слайды 5-8)

Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,4 литров; 40-50% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 50-60% крови остается в депо – это депонированная кровь (она сосредоточена в капиллярах селезенки, в печени, коже). При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом некоторых веществ. Так, белка 5-8%, сахара 0,07 – 0,1%. Общее количество солей 0,6%. Соотношение солей кальция, натрия и калия строго определенно.

Задание учащимся: Изучите данные, приведённые в таблице. Сравните состав морской воды и сыворотки крови человека. почему кровь называют «пленённым морем»? (слайд 9)

Предполагаемый правильный ответ: Первые живые организмы обитали в море. Из морской воды они черпали необходимые вещества. Жидкая среда организма называется “плененным морем” поскольку, находясь внутри организма, выполняет те же функции, которые морская вода выполняет для одноклеточных организмов.

Эритроциты (информация для учителя)- безъядерные, не содержащие большинства органелл, клетки, неспособные к делению. Количество эритроцитов в 1 л крови составляет у взрослых мужчин 3,9–5,5 . 1012, у женщин –
3,7–4,9 . 1012 клеток. Большинство эритроцитов имеет форму двояковогнутого диска, что обеспечивает наибольшую площадь контакта с плазмой. Общая площадь поверхности всех эритроцитов взрослого человека составляет 3000–3800 м2, что в 1500–1900 раз превышает площадь поверхности тела. Плазмалемма эритроцитов имеет толщину около 20 нм и обеспечивает активный перенос молекул О2, СО2, ионов натрия, калия и других веществ. Основная масса сухого вещества эритроцита (96%) приходится на долю гемоглобина. Гемоглобин обусловливает дыхательную функцию крови за счет переноса молекул кислорода от легких к тканям и углекислого газа от клеток к легким. По химической структуре гемоглобин является сложным белком, состоящим из белка глобина и четырех молекул небелковой группы – гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять или отдавать молекулу кислорода. В каждом эритроците содержится около 400 млн молекул гемоглобина, каждая из которых может связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую субъединицу.
У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина, у женщин – 120–140 г/л. Общее количество гемоглобина в 5 л крови у человека составляет 700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл кислорода. Разница в содержании эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин объясняется стимулирующим действием на кроветворение мужских половых гормонов.

Читайте также:  Действие массажа на лимфу

Содержание слайда 10 учащиеся записывают в тетрадь

Решение задач ТРИЗ( работа в группах, методика «мозгового штурма». (слайды ).

Задача 1. «Экспертиза».

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

Задача 2 “По горам, по долам”.

При переселении горцев на равнины и обратно количество эритроцитов в их крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае— как?

Возможный ответ. Число эритроцитов увеличивается при переходе на жительство из долин в горы; этим компенсируется разреженность горного воздуха по сравнению с воздухом долин.

Задача 3.

В пяти литрах крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде, его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

Вторым форменным элементом крови являются лейкоциты, или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных включений.

количество лейкоцитов в 1 мм3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражается повышением температуры тела больного.

Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амёбоидному движению. Обнаружив “ врага”, они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским ученым И.И.Мечниковым.(слайд16-18)

Тромбоциты. Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8-11 дней. Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям организма. Механизм образования тромба при свертывании крови показан на рисунках 17 и 18. Если происходит травма, и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.(слайд 19)

Рефлексия

  1. Работа с цифровым микроскопом. Готовый микропрепарат крови через ЦМ выводится на экран и изображение комментируется учителем. Фотография, сделанная при помощи ЦМ импортируется в интерактивную доску. С целью закрепления материала, учащиеся подписывают на микропрепарате форменные элементы крови и коротко их характеризуют

  2. На слайде 20 сравнить микропрепараты крови лягушки и человека, найти различия. В чём преимущества безъядерности эритроцитов человека по сравнению с земноводными?

  3. Предложить учащимся темы проектов по данной теме (слайд 25)

Домашнее задание:

  • Учебник стр.116-119

  • Раб. Тетрадь стр. 34-36

  • Задача *. Узнайте, какие характеристики включает подробный клинический анализ крови. Какие болезни и физиологические расстройства позволяет заподозрить такой анализ? (письменно)

Источник