Биология 8 класс состав лимфы

Кроме крови внутреннюю среду организма составляют тканевая жидкость и лимфа.
Тканевая жидкость – бесцветная, прозрачная жидкость, образующаяся из плазмы крови и заполняющая в организме межклеточное пространство. Она проникает сюда через стенки кровеносных сосудов. У взрослого человека ее около 1-1-20 л. Между тканевой жидкостью и кровью постоянно происходит обмен веществ. Связь между клетками и капиллярами осуществляется через тканевую жидкость. Кислород (Оа) и питательные вещества могут попасть в клетку только в виде растворов. Поэтому из капилляров они вначале поступают в тканевую жидкость, а затем – в клетки органов.
Концентрация углекислого газа (СО,), образующегося в клетках, а также количество воды и других продуктов обмена веществ различны в цитоплазме клеток и тканевой жидкости. Поэтому продукты обмена вначале выделяются из клеток в тканевую жидкость, а из тканевой жидкости попадают в капилляры. Необходимые для клеток вещества доставляются тканевой жидкостью из капилляров. Углекислый газ и продукты обмена клетки выделяют в тканевую жидкость, и затем они попадают в кровь. Тканевая жидкость обеспечивает относительное постоянство химического состава клеток органов и тканей при изменении состава крови. Всасываясь в лимфатические капилляры, тканевая жидкость превращается в лимфу. Функции тканевой жидкости см. табл. 3.
Лимфа (от лат. лимфа влага) прозрачная жидкость желтоватого цвета (жидкая соединительная ткань), протекающая по лимфатическим сосудам и узлам человека. Лимфа составная часть внутренней среды организма. Образуется она из тканевой жидкости. По составу минеральных солей она похожа на плазму крови. Химический состав лимфы: 95% – вода; 3 4% – белки; 0.1% – глюкоза; 0.9% минеральные соли. В сутки у человека образуется около 1,5 л лимфы.
По сравнению с плазмой в лимфе меньше белков, поэтому и вязкость ее меньше. Лимфа имеет способность к свертыванию. Как и кровь, она находится в постоянном движении. Лейкоциты в лимфе представлены лимфоцитами. Они активно участвуют в иммунных реакциях организма, составляют 19-30% от всех лейкоцитов. Лимфоциты мелкие клетки, очень чувствительны к проникновению микробов.
Функции лимфы:
возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения;
отфильтровывает вредных микробов и чужеродные частицы, проникающие в организм;
способствует всасыванию жиров.
Кроме основных – крови, тканевой жидкости и лимфы (табл. 3) к жидкой среде организма относят еще и суставную, околосердечную, спинномозговую и плевральную (легочную) жидкости.
Тканевая жидкость, лимфа, лимфоциты.
А
1. Что представляет собой тканевая жидкость? Где она содержится?
2. Какие функции выполняет тканевая жидкость?
3. Из чего образуется лимфа? Какие вещества входят в ее состав?
В
1. Из чего образуется тканевая жидкость? Как она проникает в межклеточное пространство?
2. Как называются лейкоциты, находящиеся в лимфе?
3. Какие функции выполняют лимфоциты?
С
1. Что такое лимфа? Охарактеризуйте ее состав.
2. Назовите функции лимфы.
3. Что относится к внутренней среде организма? Охарактеризуйте коротко особенности каждой из ее составляющих.
Источник
Технологическая карта урока по биологии 8 класс
Тема: Лимфатическая система
Тип урока: изучение нового материала
Используемые ИКТ: презентация , электронное приложение к учебнику (экзаменатор)
Основные понятия: лимфа, синус, лимфатический узел, лимфатический проток, селезенка
Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы , ее значением.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся имеют представление о лимфатической системе. Знают определение лимфа, ее химический состав; знают виды лимфатических сосудов и их различие , строение лимфатического узла. Могут объяснить за счет чего происходит движение лимфы. Установить последовательность движения лимфы в организме. Знают функции лимфатической системы.
Развивается умение работать с текстом учебника, преобразовывать информацию (составлять схемы, читать диаграммы). Могут сравнивать и давать объяснения своим мыслям. Развивают умения работать в группах и парах .Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Формируют навыки здорового образа жизни, умение нести ответственность за свое здоровье. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Приветствие . Организационный момент
Здравствуйте ребята ! Я рада Вас видеть в этот чудесный день и надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем!
Приветствуют учителя . Настраиваются на работу.
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока
Вопрос: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов?
Какие системы органов вы уже изучили?
Загадывает загадку:
Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь
(Лимфа)
Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке.
Составляют план достижения целей и задач урока
Познавательные УУД
Формирование умения применять полученные знания.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3.Изучение нового материала
Цель: Создание условий для результативной работы
Вопрос: Что такое лимфа?
Сформулируйте определение лимфа.
Какой химический состав имеет лимфа? Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71
Объяснение учителя о составе лимфатической системы.
Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов.
С помощью учебника дополните схему, определив какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система
Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания.
Мы с Вами определили, что в состав лимфатической системы входят такие сосуды: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды и лимфатические протоки.
Для изучения их строения мы разделимся на три группы.
Организация работы групп
Объяснение учителя о строении и значении лимфоидных органов
Работа с изображением строения лимфатического узла

Какой пути движения осуществляет лимфа внутри нашего организма?
Чтобы ответить на этот вопрос мы выполним следующее задание: у вас на партах лежат конвертики в них вы найдете карточки, с помощью которых необходимо выстроить последовательность передвижения лимфы.
Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной?
А каким образом происходит движение лимфы в сосудах?
Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?
Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа
Лимфа – это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.
Поиск информации в учебнике, определение состава лимфы.
Работа с диаграммой

Задание : дополнить схему с помощью учебника , поиск информации.
Озвучивание результатов дополнения схемы
Работа с учебником:
1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.
2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов
3группа изучает особенности строение лимфатических протоков
Выступление участников групп
Учащиеся слушают рассказ учителя и самое главное записывают в тетради
Работа в парах: Выполняют задание на определение правильной последовательности движения лимфы .
Отвечают на вопросы, сравнивают, рассуждают.
Учащиеся должны сделать вывод о том, лимфатическая система незамкнутая и не имеет центрального «насоса» для осуществления движения лимфы.
Учащиеся высказывают свои мнения, а затем делают вывод о движении лимфы и ее значении.
Познавательные УУД
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Наблюдать, анализировать и делать выводы по
результатам наблюдений. Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему, работать с диаграммой, устанавливать последовательность).
Коммуникативные УУД.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учитывать разные мнения. Составлять тезисы выступления.
Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы
Закрепление изученного материала
Выберите верные утверждения.
Работа на мультимедийной доске выполнение заданий электронного приложения к учебнику Биология. Человек. Культура здоровья 8 класс . Издательство «Просвещение». Раздел экзаменатор «Лимфатическая система»
Выбирают верные утверждения из перечисленных.
Выполняют задания у доски
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.
Домашнее задание
Изучить параграф 27 стр 70-71
Ответить на вопросы № 2,3 стр 71
Записывают домашнее задание в дневнике
Коммуникативные:
слушают учителя и вступают с ним в диалог, задают вопросы по выполнению д/з
Рефлексия
Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
Я понял(а), что…
Теперь я смогу…
Меня удивило то, что…
Урок дал мне знания о …
В жизни мне пригодится…
Ребята высказывают свои мысли и оценивают свою работу на уроке
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, самооценка, саморегуляция
Личностные УУД: смыслообразование
Источник
Многие знают о потребности организма в циркуляции крови и работе других систем, но не все понимают огромное значение лимфатической системы.
Если лимфа не будет течь по организму в течение пары часов, то человек может умереть.
Очень часто лимфатическую систему относят к кровеносной системе.
В организме человека она имеет отдельные органы и свою внутреннюю жидкость- лимфу.
Лимфатическая система играет важную роль в обмене веществ, в очищении клеток и тканей организма.
В этом уроке вы узнаете много интересного о скрытых возможностях нашего организма и функциях этой необычной системы.

Лимфатическая система в процессе эволюции обособилась от венозной системы.
У круглоротых, а также у акуловых рыб она несет лимфу и кровь и, будучи соединённой с венозной системой, называется гемолимфатической, в отличие от истинной лимфатической системы более высокоорганизованных позвоночных.
Лимфатическая система впервые появляется у костистых рыб в виде лимфатических сосудов брюшной полости и лимфатических синусов между внутренними органами, между перикардом и жаберными мешками возле плавников.
У амфибий и рептилий развиваются сократительные органы лимфатические сердца, соединяющиеся с одной стороны с лимфатическими синусами и сосудами, а с другой с венами.
У птиц лимфатические сердца имеются только в эмбриональном периоде, а в филогенезе (процессе эволюционного развития) впервые появляются клапаны в сосудах.
У водоплавающих птиц появляются лимфатические узлы в брюшной части тела.
Количество лимфатических узлов возрастает у млекопитающих, движение лимфы ускоряется за счет дыхательных движений.
У человека на 6- й неделе развитие лимфатической системы происходит из мезодермы.
А на 9- ой неделе зародышевого развития формируются основные сосуды и узлы.
У взрослого человека лимфоидная ткань составляет до 1% от массы тела.
Движение лимфы осуществляется периодическим надавливанием на сосуды скелетных мышц и внутренних органов, пульсацией самих сосудов и давлением жидкости, непрерывно поступающей внутрь капилляров.

По своему строению лимфатическая система очень напоминает кровеносную, но имеет различия по ряду признаков и свойств.
В отличии от кровеносной, лимфатическая система:
- незамкнутая, лимфа сообщается с полостными и тканевыми жидкостями через отверстия в сосудах
- имеет однонаправленный ток жидкости, то есть лимфа течет только в одном направлении: от лимфатических капилляров к органам лимфатической системы
- не имеет центрального насоса, поэтому направление движения жидкости обеспечивается только системой клапанов
- имеет более медленное движение жидкости по сравнению с кровеносной системой
- имеет особые анатомические элементы- лимфоузлы, которые выполняют значимую функцию и являются своеобразными складами для лимфоцитов

В состав лимфатической системы входят:
- лимфатические капилляры
- лимфатические сосуды
- лимфатические узлы
- лимфатические стволы и протоки
Лимфатические капилляры напоминают капилляры кровеносной системы, но имеют больший размер и более тонкие стенки.
Эритроциты, лимфоциты, макромолекулы белков легко проникают в лимфатические капилляры из тканевой жидкости и кровеносных сосудов.
Лимфатические капилляры отсутствуют в головном и спинном мозге, в глазах и внутреннем ухе, в эпителиях органов и костном мозге, в селезенке и плаценте.
Так же, как и в кровеносной системе, лимфатические капилляры объединяются в лимфатические сосуды.
Сосуды лимфатической системы очень напоминают вены, так как тоже имеют клапаны.
Клапаны располагаются более часто, нежели у вен: примерно каждые 2- 15 мм.
Так же, как и вены, они состоят из трех слоев ткани:
- эндотелий
- гладкомышечный слой
- соединительнотканный слой
Глубокие лимфатические сосуды выходят с кровеносными сосудами из внутренних органов и мышц.
Поверхностные лимфатические сосуды располагаются рядом с подкожными венами.
Стенки крупных сосудов опутаны мелкими кровеносными сосудами, питающими их кровью, а также имеют нервные окончания.
В организме человека насчитывается более 500 сосудов лимфатической системы.

Самым крупным лимфатическим сосудом является грудной проток, который располагается поблизости от аорты и пропускает через себя лимфу от:
■ всех органов, которые располагаются ниже ребер
■ левой стороны груди и левой стороны головы
■ левой руки
Данный проток соединяется с левой подключичной веной, в которую поступает лимфа из грудного протока.
Еще есть и правый проток, который собирает жидкость от правой верхней стороны тела: от груди, головы и руки.
Отсюда лимфа поступает в правую подключичную вену, которая располагается симметрично левой.

Если в организме оказывается вирус, то именно в лимфатических узлах начинается работа по изучению и удалению этого вируса из организма.
Иногда лимфатические узлы называют миндалины или гланды.
В лимфоузлах обрабатывается основная часть инородных элементов, которые поступают в организм.
Лимфоузлы выполняют роль биологических фильтров, через которые протекает лимфа от органов и тканей.
Лимфоузлы имеют размеры от 0,5мм до 5см и располагаются по всему телу.
Особо крупные лимфоузлы находятся справа и слева под нижней челюстью.
Когда человек заболевает они незначительно увеличиваются в размерах и их можно наблюдать при поднятой вверх голове.
Лимфоузлы гроздьями опутывают артерии и вены.
Масса всех лимфоузлов у взрослого человека 500- 1000 грамм.
Снаружи лимфатический узел покрыт капсулой.
Внутри его содержится лимфоидная ткань и сообщающиеся друг с другом каналы- лимфоидные синусы, по которым лимфа течет через лимфатический узел.
К лимфатическому сосуду подходит до 4 лимфатических сосудов, а выходит из него только один или два.
На своем пути от каждого органа лимфа проходит не менее, чем через один лимфатический узел.
Лимфатические сосуды кровоснабжаются мелкими кровеносными сосудами, к лимфоузлам подходят и проникают в них нервные окончания.
Каждый лимфатический узел контролирует определенный участок лимфатической системы.
При попадании в организм микробов или трансплантации чужеродной ткани ближайший к этому месту лимфатический узел уже через несколько часов начинает увеличиваться в размерах, его клетки интенсивно делятся и образуют огромное количество малых лимфоцитов.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть
У новорожденных детей лимфатические узлы невозможно прощупать под кожей ввиду тонкой капсулы и толстого слоя подкожной жировой клетчатки.
К годовалому возрасту лимфатические узлы прощупываются у всех здоровых детей.
У большинства детей в возрасте 3- 6 летпроисходит естественное увеличение тканей лимфатической системы.
Именно в этом возрасте идет активное развитие организма и формирование иммунитета.
Возрастные изменения приводят к замещению лимфоидной ткани жировой и наблюдаются уже в юношеском возрасте.
Многие лимфатические узлы небольших размеров полностью замещаются соединительной тканью и перестают существовать как органы иммунной системы.
Лимфа уже не может проходить через них.
В период взросления человека рядом лежащие лимфатические узлы срастаются друг с другом.
С 20 до 70 лет их количество уменьшается в 2 раза.
Таким образом, с возрастом органов лимфатической системы становится всё меньше, и они хуже справляются со своей работой.

Малые лимфоциты организуют иммунную реакцию от чужеродных агентов- антигенов.
Эти клетки образуются из стволовых клеток костного мозга.
В лимфатических узлах различают долгоживущие тимусзависимые (Т- лимфоциты), которые прошли стадии развития в тимусе, и недолговечные В- лимфоциты, которые не были в тимусе, а прямо из костного мозга попали в лимфатические узлы.
Макрофаги первыми атакуют попавшие в организм антигены, поглощая антигены путем фагоцитоза.
Т- лимфоциты вырабатывают гуморальные вещества (факторы), которые уменьшают подвижность макрофагов, поэтому антигены концентрируются в лимфатических узлах.
Там на них обрушивается вся мощь иммунной защиты.
Клетки- убийцы (киллеры) уничтожают антигены, другой тип Т- лимфоцитов- клетки памяти, которые после первого внедрения чужеродного агента сохраняют память о нем на всю жизнь и обеспечивают более активную реакцию на вторичное вторжение.
Т- лимфоциты вместе с макрофагами “преподносят” антиген в таком виде, что это стимулирует В- лимфоциты к превращению сначала в большие лимфоциты, а затем в плазматические клетки, производящие антитела против данного антигена.
Повторимся – выделяют 3 основных подвида Т- лимфоцитов:
- Т- хелперы– распознают антиген
- Т- киллеры– уничтожают чужеродные клетки
- Т- супрессоры– регулируют активность лимфоцитов, тем самым препятствуют чрезмерному развитию иммунных реакций

Лимфа постоянно очищает организма и выводит из тела ненужные частицы.
Благодаря лимфе выполняется доставка различных элементов, которые не могут оказаться сразу в кровеносной системе:
■ белки
■ тканевая жидкость
■ липиды из тонкого кишечника
Эти элементы транспортируются лимфой до венозного русла, где они оказываются в кровеносной системе.
Большое количество веществ, попавших в организм, обрабатывается на стадии лимфы (например, вирусы и инфекции обезвреживаются лимфоцитами и уничтожаются в лимфоузлах).
Лимфатическая система используется для очищения организма, но интенсивность протекания лимфы зависит от сокращения гладких мышц сосудов и работы скелетных мышц.
Таким образом, массаж и занятия спортом позволяют сделать движение лимфы более эффективным.
Благодаря чему становится возможным дополнительное очищение и оздоровление организма.

Слово “лимфа” происходит от латинского “lympha”, которое переводится как влага или чистая вода.
Из названия видны свойства лимфы: она омывает и очищает весь организм.
Вы могли наблюдать лимфу: данная жидкость выделяется из ран на коже, когда порез неглубокий.
В отличие от крови, жидкость является почти прозрачной, так как не имеет эритроцитов.
По своему строению лимфа относится к соединительной ткани и содержит в себе большое количество клеток- лимфоцитов.
Также лимфа несет в себе продукты жизнедеятельности организма, которые не всасываются в кровь.
Например, крупные белковые молекулы, которые не проходят через венозные сосуды.
Такие молекулы могут быть вирусами, поэтому для всасывания подобных белков и используется лимфатическая система.
Лимфа может транспортировать различные гормоны.
Из кишечника в нее поступают жиры и другие питательные вещества, из печени – белок.

По телу человека ток лимфы происходит от периферии тела к центру и снизу вверх.
Жидкость собирается в мелкие капилляры, которые объединяются в более крупные сосуды.
Движение жидкости идет через лимфатические узлы, которые очищают лимфу.
Лимфа течет до лимфатических стволов, которые являются наиболее крупными лимфатическими сосудами.
Вся лимфа проходит через грудной проток 6 раз в сутки, хотя полный оборот крови совершается за 20 секунд.
С возрастом движение лимфы еще больше замедляется за счет снижения тонуса кровеносных сосудов и мышечной активности.
Двигаясь по организму, лимфа выполняет важнейшие функции в организме человека:
- метаболическая- принимает активное участие в обменных процессах
- защитная- защищает организм от инфекций и интоксикаций
- иммунная- благодаря лимфатической системе происходит созревание иммунных клеток

Отклонения в работе лимфатической системы проявляются различными болезнями и воспалительными процессами.
Лимфоузлы являются своеобразным барьером на пути проникновения в организм человека различных инфекций.
Ослабление данного барьера приводит к проникновению чужеродных организмов и развитию инфекции в близлежащем органе.
При этом лимфатические узлы начинают активно работать, увеличиваясь в размерах.

Особенно важны лимфоузлы в областях организма, граничащих с внешней средой:
- миндалины в горле препятствуют проникновению микробов и вирусов; они увеличиваются в размерах при инфекционных заболеваниях, например, ангине
- паховые лимфоузлы воспаляются при наличии заболеваний передающихся половым путем или ослаблении иммунитета при переохлаждении данной зоны
- подчелюстные лимфоузлы воспаляются при ОРВИ и заболеваниях горла
- увеличенные носоглоточные миндалины называются аденоиды, они препятствуют попаданию бактерий воздушно-капельным путем
Если лимфоузлы удаляются хирургическим путем (например, при паротите), защитные функции иммунитета заметно снижаются.
Существует большое количество болезней органов лимфатической системы и лимфатических сосудов.
Мы рассмотрим самые распространенные из них:
- Лимфаденит- одно из наиболее распространенных заболеваний лимфатической системы человека. Представляет собой воспалительный процесс в лимфатическом узле, который провоцируется инфекцией или травматическим поражением. Как правило, воспаление лимфоузла при лимфадените сопровождается его увеличением, покраснением кожи и болезненностью. У детей лимфаденит часто возникает при заболеваниях ЛОР- органов. Так это может быть грипп, хронический тонзиллит, ангина, отит и другие инфекционные болезни (например, дифтерия, скарлатина, паротит)
- Лимфаденопатия представляет собой увеличение лимфатических узлов. Однако если при проведении исследований у больного не обнаруживается воспалительного процесса, то причиной увеличения лимфатических узлов может стать злокачественный процесс
- Лимфангиома- это врожденный порок, который чаще всего диагностируют у детей до 1 года. Лимфангиома представляет собой образование, обладающее свойствами доброкачественной опухоли. Иногда лимфангиома рассасывается самостоятельно
- Болезнь Ходжкина- это злокачественное заболевание, которым заболевают люди до 35 лет. Иными словами, это злокачественная опухоль на органах лимфатической системы. Первое время никак себя не проявляет, но по мере роста опухоли лимфоузлы воспаляются и становятся заметными
- Лимфосаркома– это быстро распространяющееся злокачественное заболевание, которое за короткое время приводит к существенному ухудшению здоровья человека. Одна из разновидностей рака, что чревато поражением остальных систем организма
- Лимфедема- отек мягких тканей пораженной области (чаще всего нижних конечностей). Отек при лимфедеме развивается из-за нарушения оттока жидкости по лимфатическим сосудам. Нарушение оттока лимфы различной степени наблюдается у каждого десятого жителя Земли. Возникает ввиду генетической предрасположенности, после беременности, травмы, ожога или хирургического вмешательства. Чаще страдают женщины и девочки до 18 лет

Для сохранения здоровья нужно соблюдать простые правила:
- отказаться от вредных привычек
- питаться здоровой пищей
- заниматься спортом
- ежедневно гулять на свежем воздухе
- соблюдать режим дня
- употреблять не менее 2 литров воды в сутки
Пройти тест
Источник