Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа thumbnail

                           Вариант 1

1.  Газ,  имеющий  наибольшую относи тельную молекулярную массу:

  А. Аммиак.                         В. Углекислый газ.

  Б. Озон.                             Г. Этилен.

2.  Вещества,  которые можно использо вать для получения водорода в лаборатории:

  A.        Соляная кислота и медь.

  Б.  Раствор серной кислоты и железо.

  B.        Соляная кислота и натрий.
 Г.  Угольная кислота и цинк.

3.  Для обнаружения кислорода можно ис пользовать:

  А. Бромную воду.                        В. Тлеющую лучинку.

  Б. Хлороводород.                      Г.  Известковую воду.

4.  Водород в промышленности применяют:

    A.  В качестве топлива на теплоэлектроцентралях.
   Б.  Для получения тугоплавких металлов из их ок сидов.

    B.  Для получения серной кислоты.

    Г.  Для рафинирования подсолнечного масла.

5.  Водные ресурсы Земли составляет:

    A.        Только пресная вода.
   Б.   Пресная и соленая вода.

    B.        Только соленая вода.
   Г.   Подземные воды.

  6.  Массовая доля воды в живых организ мах равна:

    А. 90—95% .                В. 50—60% .

    Б. 70—80%.                    Г. 25—40%.

  7 .  Аморфным веществом является:
   А. Поваренная соль.        В. Шоколад.

    Б. Сода.                    Г. Натриевая селитра.

  8. Утверждение, несправедливое для жид костей:

   A.         Малосжимаемы.
  Б.  Текучи.

   B.         В условиях невесомости принимают форму ша ра или капли.

   Г.  Не имеют своей формы.

  9. Постоянную жесткость воды можно устранить:

   A.        Добавлением соляной кислоты.

   Б.  Добавлением раствора гидроксида калия.

   B.        Добавлением раствора карбоната натрия.
  Г.  Кипячением.

10.  Тип кристаллической решетки веществ, существующих при обычных условиях в твердом со стоянии:

   А. Ионная.             В. Молекулярная.

   Б. Атомная.              Г. Все ответы верны.

11.  Биологический гель:

   А. Хрящ,        В. Воздух.

   Б. Облака.        Г. Лимфа.

12.  Сходство суспензий и эмульсий:

     A.        Гетерогенные системы, где частицы видны не вооруженным глазом.

     Б.    Осаждаются легко.

     B.        Размер частиц более 100 нм,
    Г.    Все ответы верны.

13.  Эмульсией является:

     А. Молоко.            В. Пена.

     Б. Тушь.         Г. Туман.

14.  Продукт гидрирования жидких расти тельных масел:

     А. Майонез.             В. Йогурт.

     Б. Маргарин.           Г. Сливочное масло.

15.  Грубодисперсные системы — это:
    А. Эмульсии.           В. Аэрозоли.

     Б. Суспензии.           Г. Все ответы верны.

Вариант  2

   1.  Тип   кристаллической   решетки   ве ществ,   существующих   при   обычных  условиях в          

       газообразном состоянии:
    А. Атомная.                            В. Ионная.

     Б. Молекулярная.                        Г. Металлическая.

2        . Масса углекислого газа объемом 2,8 л(н. у.) равна:

   А. 3,8 г.    Б. 4,4 г.    В. 5,5 г.    Г. 6,2 г.

3. Формула вещества, из которого можно получить кислород в лабораторных условиях:

   A. H2S04.                   В. K3PO4,.

   Б. КМпО4.               Г.СбН]206.

4. Газы, которые способом вытеснения воздуха собирают в сосуд, расположенный вверх дном:

   A.        Аммиак и кислород.
 Б.    Метан и водород.

   B.        Этилен и углекислый газ.
  Г.    Озон и угарный газ.

5. Углекислый газ в промышленности по лучают:

   A.  Из этилена.

   Б.  Из известняка путем его обжига.

   B.  Из мрамора и соляной кислоты.

   Г.  Из солей аммония путем их термического раз ложения.

6. Твердым веществом при комнатной  температуре не является:

А. «Сухой лед».                В. Стекло.

Б. Нафталин.                  Г. Ртуть.

7        . Круговорот воды в природе способствует:

A.        Очищению воды.
Б.    Загрязнению воды.

B.        Насыщению воды кислородом.

Г.    Насыщению воды углекислым газом.

8        . Утверждение, несправедливое для всех твердых веществ:

  A.        Не обладают текучестью.

  Б.  Размер промежутков между частицами меньше размера самих частиц.

  B.        Не имеют своей формы.

  Г.  Имеют низкую температуру плавления.

9        . Временную жесткость воды можно уст ранить:

 A.        Кипячением.

 Б.  Добавлением карбоната натрия.

 B.        Добавлением известкового молока.
Г.   Все ответы верны.

10. Вещество, которое при определенных условиях может существовать и в кристалличе ском, и в аморфном          

    состоянии:

 А. Сера.              В. Мел.

   Б. Сода.            Г. Поваренная соль.

11 . Дисперсной фазой керамических изде лий является:

  A.        Твердое вещество.
 Б . Газ.

  B.        Жидкость.

  Г. Зависит от вида керамического изделия.

12. К эмульсиям относится:

  A.        Битум.

  Б. Речной ил.

  B.        Цветное стекло.

  Г. Текстильные ткани.

13. Дисперсная фаза шипучих напитков:
 А. Азот.           В. Углекислый газ.

  Б. Вода.           Г. Воздух.

14. Аэрозолем является:

А. Дезодорант.           В. Пылевое облако.

Б. Лак для волос.        Г. Все ответы верны.

15. Эмульсия — это система, образован ная:

A.  Твердым веществом и газом.

Б.   Двумя различными жидкостями.

B.   Жидкостью и газом.

Г.   Жидкостью и твердым веществом.

4

33

Источник

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 11 класса

Естествознание

   
   

  1. Дайте характеристику таких атмосферных явлений, как радуга, облака, туман, пыльная буря.

Классификация дисперсных систем. Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси различных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы — дисперсные системы и растворы.

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.

То вещество, которое присутствует в дисперсной системе в меньшем количестве и распределено в объёме другого вещества, называют дисперсной фазой (может состоять из нескольких веществ). Вещество, присутствующее в большем количестве, в объёме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между дисперсионной средой и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, именно поэтому дисперсные системы называют гетерогенными, т. е. неоднородными.

И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут составлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях. В зависимости от сочетания дисперсионной среды и дисперсной фазы можно выделить восемь видов таких систем (табл. 7).

Таблица 7
Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

По величине частиц вещества, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят на грубодисперсные (или взвеси) с размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные с размерами частиц от 100 до 1 нм.

Гомогенная система однородна, поверхности раздела между частицами и средой нет, а потому растворы к дисперсным системам не относятся.

Раствором называют гомогенную систему, в которой вещество раздроблено до молекул или ионов размером менее 1 нм.

Знакомство с дисперсными системами и растворами показывает, насколько они важны в хозяйственной деятельности человека, его повседневной жизни и, конечно, в природе.

Читайте также:  Нарушение оттока лимфы век

Судите сами: без нильского ила не было бы великой цивилизации Древнего Египта; без воды, воздуха, горных пород, минералов вообще бы не существовала живая планета — наш общий дом — Земля; без клеток не было бы живых организмов.

Классификация дисперсных систем и растворов в зависимости от размеров частиц показана на схеме.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Грубодисперсные системы. Как можно судить по схеме, грубодисперсные системы (или взвеси) делятся на три группы: эмульсии, суспензии и аэрозоли.

Эмульсии — это дисперсные системы с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой.

Их также можно разделить на две группы:

  1. прямые, с каплями неполярной жидкости в полярной среде (типа «масло в воде»);
  2. обратные (типа «вода в масле»).

Однако изменение состава эмульсий или внешнее воздействие на неё могут привести к превращению прямой эмульсии в обратную и наоборот. Примерами наиболее известных природных эмульсий являются молоко (прямая эмульсия) и нефть (обратная эмульсия) (рис. 58). Типичная биологическая эмульсия — это капельки жира в лимфе.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 58. Природные эмульсии: а — молоко; б — нефть

Лабораторный опыт

Налейте в тарелку цельное молоко. Капните на поверхность несколько разноцветных капель пищевых красителей. Ватную палочку смочите моющим средством и коснитесь ею центра тарелки. Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться. Объясните почему.

Из известных в практической деятельности человека эмульсий можно назвать смазочно-охлаждающие жидкости, битумные материалы, пестицидные препараты, лекарственные и косметические средства, пищевые продукты. Например, в медицинской практике широко применяют жировые эмульсии для энергетического обеспечения голодающего или ослабленного организма путём внутривенного вливания. Для получения таких эмульсий используют оливковое, хлопковое или соевое масло.

В химической технологии широко используют эмульсионную полимеризацию как основной метод получения каучуков, полистирола, по-ливинилацетата и др.

Суспензии — это грубодисперсные системы с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.

Обычно частицы дисперсной фазы в суспензии настолько велики, что оседают под действием силы тяжести. Этот процесс называется седиментация.

Наиболее распространённые строительные суспензии — это побелка («известковое молоко»), различные строительные взвеси, например цементный раствор, эмалевые краски (рис. 59). К суспензиям относятся также медицинские препараты, например жидкие мази — линименты.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 59. Использование суспензий: а — в строи тельстве; б — в медицине

Особую группу составляют грубодисперсные системы, в которых концентрация дисперсной фазы относительно высока по сравнению с её небольшой концентрацией в суспензиях. Такие дисперсные системы называют пастами. Пасты хорошо вам известны из повседневной жизни, например зубные, косметические, гигиенические и др. (рис. 60).

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 60. Пасты, используемые в быту

Аэрозоли — это грубодисперсные системы, в которых дисперсионной средой является воздух, а дисперсной фазой могут быть капельки жидкости или частицы твёрдого вещества.

В качестве примеров аэрозолей можно назвать облака, радугу, дезодоранты, лаки для волос в баллончиках, пылевые облака, смерчи (рис. 61).

Биологический гель хрящ воздух облака лимфаБиологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 61. Аэрозоли

Коллоидные системы. Промежуточное положение между грубодисперсными системами и истинными растворами занимают коллоидные системы.

Коллоидные системы широко распространены в природе. Почва, глина, природные воды, многие минералы, в том числе и некоторые драгоценные камни (жемчуг, опал), — всё это коллоидные системы.

Большое значение имеют коллоидные системы для биологии и медицины. В состав любого живого организма входят твёрдые, жидкие и газообразные вещества, находящиеся в сложном взаимоотношении с окружающей средой. Цитоплазма клеток обладает свойствами, характерными как для жидких, так и для студнеобразных веществ. С химической точки зрения организм в целом — это сложнейшая совокупность многих коллоидных систем, включающих в себя и жидкие коллоиды, и студни — гели (рис. 62).

Биологический гель хрящ воздух облака лимфаБиологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 62. Коллоидные системы в живых орга низ мах: а — хрящи, сухожилия; б — стекловидное тело глаза

Биологические жидкости (кровь, плазма, лимфа, спинномозговая жидкость) представляют собой коллоидные системы, в которых такие органические соединения, как белки, холестерин, гликоген и многие другие, находятся в коллоидном состоянии.

Почему же именно коллоидному состоянию природа отдаёт такое предпочтение? Эта особенность связана в первую очередь с тем, что вещество в коллоидном состоянии имеет большую поверхность раздела между фазами, что способствует лучшему протеканию обмена веществ.

Лабораторный опыт

В пластиковый стакан насыпьте столовую ложку крахмала. Постепенно добавьте тёплую воду и тщательно разотрите смесь ложкой. (Не лейте много воды — смесь должна быть густой.) Столовую ложку полученного коллоидного раствора налейте на ладонь и дотроньтесь до неё пальцем — смесь твердеет. Если вы уберёте палец, смесь снова станет жидкой.

Коллоиды под давлением могут менять своё состояние. В результате давления пальца частички крахмала соединяются друг с другом, и смесь становится твёрдой. Когда давление прекращается, смесь возвращается в первоначальное — жидкое — состояние.

Коллоидные системы делятся на золи (коллоидные растворы) и гели (студни).

Большинство биологических жидкостей клетки (уже упомянутые цитоплазма, ядерный сок — кариоплазма, содержимое вакуолей) и живого организма в целом (плазма крови, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т. д.) являются коллоидными растворами (золями).

Золи — это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы свободно и независимо друг от друга перемещаются в процессе броуновского движения.

Для золей характерно явление коагуляции, т. е. слипания коллоидных частиц и выпадение их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые органические коллоиды коагулируют при нагревании (яичный белок, клей) или при изменении кислотно-основной среды (пищеварительные соки) (рис. 63).

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 63. Коагуляция белка: а — при нагревании; б — при изменении среды раствора

Гели — это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру.

Классификация гелей, которые часто встречаются в повседневной жизни, представлена на схеме.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Со временем структура гелей нарушается — из них выделяется жидкость. Происходит синерезис — самопроизвольное уменьшение объёма геля, сопровождающееся отделением жидкости. Синерезис определяет сроки годности пищевых, медицинских и косметических гелей.

Для теплокровных животных очень важен биологический синере-зис, который называется свёртыванием крови. Под действием специфических факторов растворимый белок крови фибриноген превращается в фибрин, сгусток которого и закупоривает ранку. Если этот процесс затруднён, то говорят о возможности заболевания человека гемофилией. Как вы знаете из курса биологии, носителями гена гемофилии являются женщины, а заболевают ею мужчины. Хорошо известен печальный пример из российской истории: наследник престола царевич Алексей, сын императора Николая II, страдал гемофилией, ген которой передался ему через мать, императрицу Александру Фёдоровну.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 64. Генрих фон Ангели. Портрет императрицы Александры Фёдоровны с диадемой, серьгами и бусами из жемчуга. 1896

По внешнему виду истинные и коллоидные растворы трудно отличить друг от друга. Для этого используют эффект Тиндаля, когда при пропускании через коллоидный раствор луча света образуется конус «светящейся дорожки» (рис. 65). Более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают своей поверхностью свет, а частицы истинного раствора — нет. Аналогичный эффект, но только для аэрозольного, а не жидкого коллоида, вы можете наблюдать в кинотеатре при прохождении луча света от киноаппарата через запылённый воздух зрительного зала.

Биологический гель хрящ воздух облака лимфа

Рис. 65. Эффект Тиндаля

В следующем параграфе разговор пойдёт о химических реакциях как процессах образования одних веществ из других, отличающихся по свойствам, о классификации химических реакций.

Читайте также:  Из какой ткани состоит лимфа

Теперь вы знаете

  • классификацию дисперсных и коллоидных систем
  • в чём заключается эффект Тиндаля

Теперь вы можете

  • классифицировать дисперсные системы по агрегатному состоянию среды и фазы и по размерам частиц фазы
  • дать характеристику эмульсий, суспензий, аэрозолей, паст и привести примеры
  • объяснить, что с точки зрения химии наш организм — это сложнейшая совокупность многих коллоидных систем

Выполните задания

  1. Сформулируйте, что такое дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза.
  2. Докажите, что природный газ и истинные растворы не являются дисперсными системами.
  3. Приведите классификацию гелей по группам и объясните, чем определяется срок годности косметических, медицинских и пищевых гелей.
  4. Объясните, что такое коагуляция, синерезис, эмульсионная полимеризация, седиментация.
  5. Дайте свою трактовку того факта, что природа в качестве носителя эволюции избрала именно коллоидные системы.
  6. Назовите дисперсные системы, о которых идёт речь в этих строках М. Цветаевой:

      Отнимите жемчуг — останутся слёзы,

      Отнимите злато — останутся листья

      Осеннего клёна, отнимите пурпур —

      Останется кровь.

Темы для рефератов

  1. Латекс и изделия из него.
  2. Эстетическая, биологическая и культурная роль коллоидных систем в жизни человека.
  3. Коллоидные системы в медицине.
  4. Суспензии и эмульсии.
  5. Естественные и искусственные аэрозоли.

Источник

 

Предложите не менее пяти
вопросов по обозначенной теме, на которые бы вы
хотели получить ответы.

Изучив тему урока, вы узнаете:

  • что такое дисперсные системы?
  • какими бывают дисперсные системы?
  • какими свойствами обладают дисперсные системы?
  • значение дисперсных систем.

Приложение 1

Можно изучать каждую
дисперсную систему по отдельности, но лучше их
классифицировать, выделить общее, типичное и это
запомнить. Для этого нужно определить, по каким
признакам это сделать. Найдите в тексте,
предложенный Вам для изучения признак
классификации, изучите его. Создайте кластер,
указав признаки и свойства дисперсных систем,
приведите к нему примеры.

Чистые вещества в природе встречаются очень
редко. Кристаллы чистых веществ – сахара или
поваренной соли, например, можно получить
разного размера – крупные и мелкие. Каков бы ни
был размер кристаллов, все они имеют одинаковую
для данного вещество внутреннюю структуру –
молекулярную или ионную кристаллическую
решетку.

В природе чаще всего встречаются смеси
различных веществ. Смеси разных веществ в
различных агрегатных состояниях могут
образовывать гетерогенные и гомогенные системы.
Такие системы мы будем называть дисперсными.

Дисперсной называется система, состоящая из
двух или более веществ, причем одно из них в виде
очень маленьких частиц равномерно распределено
в объеме другого.

Вещество распадается на ионы, молекулы, атомы,
значит “дробится” на мельчайшие частицы.
“Дробление” > диспергирование, т.е. вещества
диспергируют до разных размеров частиц видимых и
невидимых.

Вещество, которое присутствует в меньшем
количестве, диспергирует и распределено в объеме
другого, называют дисперсной фазой. Она
может состоять из нескольких веществ.

Вещество, присутствующее в большем количестве,
в объеме которого распределена дисперсная фаза,
называют дисперсной средой. Между ней
и частицами дисперсной фазы существует
поверхность раздела, поэтому дисперсные системы
называются гетерогенными (неоднородными).

И дисперсную среду, и дисперсную фазу могут
представлять вещества, находящиеся в различных
агрегатных состояниях – твердом, жидком и
газообразном.

В зависимости от сочетания агрегатного
состояния дисперсной среды и дисперсной фазы
можно выделить 9 видов таких систем.

Таблица
Примеры дисперсных систем

Дисперсионная средаДисперсная фазаПримеры некоторых природных
и бытовых дисперсных систем
ГазГазВсегда гомогенная смесь
(воздух, природный газ)
ЖидкостьТуман, попутный газ с
капельками нефти, карбюраторная смесь в
двигателях автомобилей (капельки бензина в
воздухе), аэрозоли
Твердое веществоПыли в воздухе, дымы, смог,
самумы (пыльные и песчаные бури), аэрозоли
ЖидкостьГазШипучие напитки, пены
ЖидкостьЭмульсии. Жидкие среды
организма (плазма крови, лимфа, пищеварительные
соки), жидкое содержимое клеток (цитоплазма,
кариоплазма)
Твердое веществоЗоли, гели, пасты (кисели,
студни, клеи). Речной и морской ил, взвешенные в
воде; строительные растворы
Твердое веществоГазСнежный наст с пузырьками
воздуха в нем, почва, текстильные ткани, кирпич и
керамика, поролон, пористый шоколад, порошки
ЖидкостьВлажная почва, медицинские и
косметические средства (мази, тушь, помада и т. д.)
Твердое веществоГорные породы, цветные стекла,
некоторые сплавы

По величине частиц веществ, составляющих
дисперсную фазу, дисперсные системы делятся на грубодисперсные (взвеси) с
размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные
(коллоидные растворы или коллоидные системы)
с размерами частиц от 100 до 1 нм. Если же вещество
раздроблено до молекул или ионов размером менее 1
нм, образуется гомогенная система – раствор.
Она однородна, поверхности раздела между
частицами и средой нет.

Дисперсные системы и растворы очень важны в
повседневной жизни и в природе. Судите сами: без
нильского ила не состоялась бы великая
цивилизация Древнего Египта; без воды, воздуха,
горных пород и минералов вообще бы не
существовала живая планета – наш общий дом –
Земля; без клеток не было бы живых организмов и
т.д.

ВЗВЕСИ

Взвеси – это дисперсные системы, в которых
размер частицы фазы более 100 нм. Это непрозрачные
системы, отдельные частицы которых можно
заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и
дисперсная среда легко разделяются
отстаиванием, фильтрованием. Такие системы
разделяются на:

  1. Эмульсии (и среда, и фаза – нерастворимые
    друг в друге жидкости). Из воды и масла можно
    приготовить эмульсию длительным встряхиванием
    смеси. Это хорошо известные вам молоко, лимфа,
    водоэмульсионные краски и т.д.
  2. Суспензии ( среда – жидкость, фаза –
    нерастворимое в ней твердое вещество).Чтобы
    приготовить суспензию , надо вещество измельчить
    до тонкого порошка, высыпать в жидкость и хорошо
    взболтать. Со временем частица выпадут на дно
    сосуда. Очевидно, чем меньше частицы, тем дольше
    будет сохраняться суспензия. Это строительные
    растворы, взвешенный в воде речной и морской ил,
    живая взвесь микроскопических живых организмов
    в морской воде – планктон, которым питаются
    гиганты – киты, и т.д.
  3. Аэрозоли взвеси в газе (например, в воздухе)
    мелких частиц жидкостей или твердых веществ.
    Различаются пыли, дымы, туманы. Первые два вида
    аэрозолей представляют собой взвеси твердых
    частиц в газе (более крупные частицы в пылях),
    последний – взвесь капелек жидкости в газе.
    Например: туман, грозовые тучи – взвесь в воздухе
    капелек воды, дым – мелких твердых частиц. А смог,
    висящий над крупнейшими городами мира, также
    аэрозоль с твердой и жидкой дисперсной фазой.
    Жители населенных пунктов вблизи цементных
    заводов страдают от всегда висящей в воздухе
    тончайшей цементной пыли, образующейся при
    размоле цементного сырья и продукта его обжига –
    клинкера. Дым заводских труб, смоги, мельчайшие
    капельки слюны, вылетающих изо рта больного
    гриппом, также вредные аэролози. Аэрозоли играют
    важную роль в природе, быту и производственной
    деятельности человека. Скопление облаков,
    обработка полей химикатами, нанесение
    лакокрасочных покрытий при помощи
    пульверизатора, лечение дыхательных путей
    (ингаляция) – примеры тех явлений и процессов,
    где аэрозоли приносят пользу. Аэрозоли – туманы
    над морским прибоем, вблизи водопадов и фонтанов,
    возникающая в них радуга доставляет человеку
    радость, эстетическое удовольствие.

Для химии наибольшее значение имеют дисперсные
системы, в которых средой является вода и жидкие
растворы.

Природная вода всегда содержит растворенные
вещества. Природные водные растворы участвуют в
процессах почвообразования и снабжают растения
питательными веществами. Сложные процессы
жизнедеятельности, происходящие в организмах
человека и животных, также протекают в растворах.
Многие технологические процессы в химической и
других отраслях промышленности, например
получение кислот, металлов, бумаги, соды,
удобрений, протекают в растворах.

Читайте также:  Как прекратить выделение лимфы

КОЛЛОИДНЫЕ СИСТЕМЫ

Коллоидные системы (в переводе с греческого
“колла” – клей, “еидос” вид клееподобные)
это такие дисперсные системы, в которых размер
частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны
невооруженным глазом, и дисперсная фаза и
дисперсная среда в таких системах отстаиванием
разделяются с трудом.

Из курса общей биологии вам известно, что
частицы такого размера можно обнаружить при
помощи ультрамикроскопа, в котором используется
принцип рассеивания света. Благодаря этому
коллоидная частица в нем кажется яркой точкой на
темном фоне.

Их подразделят на золи (коллоидные растворы) и
гели (студни).

1. Коллоидные растворы, или золи. Это
большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма,
ядерный сок – кариоплазма, содержимое
органоидов и вакуолей). И живого организма в
целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость,
пищеварительные соки и т.д.) Такие системы
образуют клеи, крахмал, белки, некоторые
полимеры.

Коллоидные растворы могут быть получены в
результате химических реакций; например, при
взаимодействии растворов силикатов калия или
натрия (“растворимого стекла”) с растворами
кислот образуется коллоидный раствор кремниевой
кислоты. Золь образуется и при гидролизе хлорида
железа (III) в горячей воде.

Характерное свойство коллоидных растворов –
их прозрачность. Коллоидные растворы внешне
похожи на истинные растворы. Их отличают от
последних по образующейся “светящейся дорожке”
– конусу при пропускании через них луча света.
Это явление называют эффектом Тиндаля. Более
крупные, чем в истинном растворе, частицы
дисперсной фазы золя отражают свет от своей
поверхности, и наблюдатель видит в сосуде с
коллоидным раствором светящийся конус. В
истинном растворе он не образуется. Аналогичный
эффект, но только для аэрозольного, а не жидкого
коллоида, вы можете наблюдать в лесу и в
кинотеатрах при прохождении луча света от
киноаппарата через воздух кинозала.

Пропускание луча света через растворы;

а – истинный раствор хлорида натрия;
б – коллоидный раствор гидроксида железа (III).

Частицы дисперсной фазы коллоидных растворов
нередко не оседают даже при длительном хранении
из-за непрерывных соударений с молекулами
растворителя за счет теплового движения. Они не
слипаются и при сближении друг с другом из-за
наличия на их поверхности одноименных
электрических зарядов. Это объясняется тем, что
вещества в коллоидном, т.е., в мелкораздробленном,
состоянии обладают большой поверхностью. На этой
поверхности адсорбируются либо положительно,
либо отрицательно заряженные ионы. Например,
кремниевая кислота адсорбирует отрицательные
ионы SiO32-, которых в растворе много
вследствие диссоциации силиката натрия:

Частицы же с одноименными зарядами взаимно
отталкиваются и поэтому не слипаются.

Но при определенных условиях может происходить
процесс коагуляции. При кипячении некоторых
коллоидных растворов происходит десорбция
заряженных ионов, т.е. коллоидные частицы теряют
заряд. Начинают укрупняться и оседают. Тоже самое
наблюдается при приливании какого-либо
электролита. В этом случае коллоидная частица
притягивает к себе противоположно заряженный
ион и ее заряд нейтрализуется.

Коагуляция – явление слипания коллоидных
частиц и выпадения их в осадок – наблюдается при
нейтрализации зарядов этих частиц, когда в
коллоидный раствор добавляют электролит. При
этом раствор превращается в суспензию или гель.
Некоторые органические коллоиды коагулируют при
нагревании (клей, яичный белок) или при изменении
кислотно-щелочной среды раствора.

2. Гели или студни представляют собой
студенистые осадки, образующиеся при коагуляции
золей. К ним относят большое количество
полимерных гелей, столь хорошо известные вам
кондитерские, косметические и медицинские гели
(желатин, холодец, мармелад, торт “Птичье
молоко”) и конечно же бесконечное множество
природных гелей: минералы (опал), тела медуз,
хрящи, сухожилия, волосы, мышечная и нервная
ткани и т.д. Историю развития на Земле можно
одновременно считать историей эволюции
коллоидного состояния вещества. Со временем
структура гелей нарушается (отслаивается) – из
них выделяется вода. Это явление называют синерезисом.

Выполните лабораторные опыты по теме
(групповая работа, в группе по 4 человека).

Вам выдан образец дисперсной системы. Ваша
задача: определить какая дисперсная система вам
выдана.

Выдано учащимся: раствор сахара, раствор
хлорода железа (III), смесь воды и речного песка,
желатин, раствор хлорида алюминия, раствор
поваренной соли, смесь воды и растительного
масла.

Инструкция по выполнению лабораторного опыта

  1. Рассмотрите внимательно выданный вам образец
    (внешнее описание).
    Заполните графу № 1 таблицы.
  2. Перемешайте дисперсную систему. Понаблюдайте
    за способностью осаждаться.

Осаждается или расслаивается в течении
несколько минут или с трудом в течении
продолжительного времени, или не осаждаются.
Заполните графу № 2 таблицы.

Если вы не наблюдаете осаждение частиц,
исследуйте его на процесс коагуляции. Отлейте
немного раствора в две пробирки и добавьте в одну
2–3 капли желтой кровяной соли и в другую 3–5
капель щелочи, что наблюдаете?

  1. Пропустите дисперсную систему через фильтр.
    Что наблюдаете? Заполните графу № 3 таблицы.
    (Отфильтруйте немного в пробирку).
  2. Пропустите через раствор луч света фонарика
    на фоне темной бумаги.
    Что наблюдаете? (можно
    наблюдать эффект Тиндаля)
  3. Сделайте вывод: что это за дисперсная
    система?
    Что является дисперсной средой? Что
    является дисперсной фазой? Каковы размеры частиц
    в нем? (графа №5).
Внешний вид и видимость частицСпособность осаждаться и
способность к коагуляции
Способность задерживаться
фильтрами
Наблюдение эффекта ТинделяНазвание дисперной системы.
Размеры частиц.
№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
     
Напишите синквейн
(пятистишье), в котором выразите свое
отношение к изученному материалу.

Синквейн ( “синквейн” –
от фр. слова, означающего “пять”) – это
стихотворение из 5 строк по определенной теме.
Для сочинения синквейна дается 5 минут, после
чего написанные стихотворения можно озвучить и
обсудить в парах, группах или на всю аудиторию.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке одним словом
    (обычно существительным) называется тема.
  2. Вторая строчка – это описание этой
    темы двумя прилагательными.
  3. Третья строчка – это три глагола
    (или глагольные формы), называющие самые
    характерные действия предмета.
  4. Четвертая строчка – это фраза из
    четырех слов, показывающая личное отношение к
    теме.
  5. Последняя строка – это синоним
    темы, подчеркивающий её суть.
Дома: Какие дисперсные
системы перед Вами?
Напишите эссе: “Какое значение имеют они для
жизни человека?”

Лето 2008 г. Вена. Шенбрунн.

Лето 2008 г.
Нижегородская область.

Облака и их роль в
жизни человека

Вся окружающая нас природа – организмы
животных и растений, гидросфера и атмосфера,
земная кора и недра представляют собой сложную
совокупность множества разнообразных и
разнотипных грубодисперсных и коллоидных
систем.
Развитие коллоидной химии связано с актуальными
проблемами различных областей естествознания и
техники.
На представленной картинке представлены облака
– один из видов аэрозолей коллоидных дисперсных
систем. В изучении атмосферных осадков
метеорология опирается на учение об
аэродисперсных системах.
Облака нашей планеты представляют собой такие же
живые сущности, как вся природа, которая нас
окружает. Они имеют огромное значение для Земли,
так как являются информационными каналами. Ведь
облака состоят из капиллярной субстанции воды, а
вода, как известно, очень хороший накопитель
информации. Круговорот воды в природе приводит к
тому, что информация о состоянии планеты и
настроении людей накапливается в атмосфере, и
вместе с облаками передвигается по всему
пространству Земли.
Облака – удивительное творение природы, которое
доставляет человеку радость, эстетическое
удовольствие.

Краснова Мария,
11-й «Б» класс

 Р.S.
Огромное спасибо Першиной О.Г., учителю химии МОУ
гимназия “Дмитров”, на уроке работали с
найденной презентацией, и она дополнялась нашими
примерами.

Источник