Баллада о братьях рыцарях фагоците и лимфоците

Урок-диспут

«О здоровье и наоборот»

Задачи:

– сформировать навыки здорового образа жизни как способа повышения иммунитета и укрепления здоровья;

– сформировать представление об иммунитете и факторах, укрепляющих его;

– развивать умение поддерживать и сохранять собственное здоровье.

Материально-техническое обеспечение: карточки с понятиями «иммунитет», «иммунологическая память»; доска; мел; мука (меловая крошка или блеск).

Ход занятия:


  1. Вводная часть

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас будет не совсем обычный урок, он посвящен Дню здоровья. И первый вопрос, который я хочу вам задать – как вы себя чувствуете? Те, у кого хорошее самочувствие, покажите сжатый кулак с вытянутым вверх большим пальцем, а те, у кого что-то болит, кто просто устал или находится в плохом расположении духа, покажите сжатый кулак с большим пальцем опущенным вниз.

Сегодня мы поговорим о том, возможно ли управлять своим самочувствием.

– Что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, щит).

– А что же может помочь организму защищаться от невидимых врагов – болезней? (лекарства, иммунитет).

Ведущий обобщает ответы детей и проводит аналогию между щитом, доспехами рыцаря и иммунитетом.


  1. ^

В крови человека находятся клетки красного и белого цвета, красные клетки называются фагоциты, а белые – лимфоциты. О них мы сейчас и прочтём балладу.


  • ^

«Жили-были два брата рыцаря Фагоцит и Лимфоцит. Однажды на страну, в которой они жили, напали коварные и злые враги. Рыцари и их ученики дали им отпор: Лимфоцит набрасывал на вражеских воинов сеть, а Фагоцит уничтожал их. После главной битвы, когда все враги были разбиты, братья-рыцари отправились в дальние страны. Оставшиеся в живых их ученики похоронили погибших и вновь зажили мирной жизнью.

Прошло время, и набравшие силу враги снова напали на чудесную страну. Однако ученики Фагоцита и Лимфоцита вспомнили все советы своих учителей и легко победили врага».

Клетки, которые находятся в крови, уничтожают попавшие в организм человека чужеродные белки (антигены). Когда «враги» (антигены) попадают в организм снова, защитные антитела образуются значительно быстрее. Это называется иммунологической памятью.

Иммунитет – это защитные силы, которые помогают организму бороться с заболеваниями, но лучше всего – не болеть вообще. А как вы поняли, что такое иммунологическая память? Это память организма о том, какие защитные антитела необходимо выработать, если в организм снова попадут те же антигены, которые уже однажды в него попадали (как лучше бороться именно с этим заболеванием).

(Карточки «иммунитет», «иммунологическая память» вывешиваются на доску).


  • ^

– Как вы считаете, что является причиной заболевания?

В ответах подчеркиваются высказывания о заболеваниях, вызванных неопрятностью, общением с больными людьми, бродячими животными.

– Какие способы защиты от различных болезней вы знаете? (Обсуждаются правила личной гигиены, а также проветривание помещения, мытье овощей и фруктов, ношение маски при общении с больными людьми и т.д.).

Обобщая ответы учащихся, ведущий подводит детей к выводу о том, что все перечисленные способы являются надежным щитом от болезней.

А сейчас предлагаю вам сыграть в необычную игру, для этого мне необходимо 4 добровольца.


  • ^

Ведущий приглашает несколько детей, желающих принять участие в игре. Им блеском, меловой крошкой или мукой обсыпают ладони и сообщают, что мел или блеск изображают микробов, ставших «видимыми».

Детям предлагается представить себе, что они не знакомы друг с другом и за несколько минут всем нужно перезнакомиться, путем рукопожатия, как можно с большим числом сверстников. Отказываться от знакомства нельзя. По окончании игры проверяется результат: было несколько человек с «микробами» на руках, а теперь «микробы» есть почти у всех, т.е. заразиться могут почти все.

– Почему увеличилось число людей с грязными руками?

– Чем это опасно?

– Что может помочь ребятам с «грязными» руками не заболеть?

Ведущий делает вывод о том, что если необходимые дела выполнять постоянно, то они, в конце концов, перейдут в привычку и будут приносить человеку удовольствие и пользу.


  • ^

Вы знаете, что нашему организму необходимы витамины, которые в большом количестве содержатся во фруктах, значит, фрукты полезны. Но если фруктов съесть очень много, то возникнет проблема со здоровьем. Получается, если очень много «хорошего», это уже не «хорошо», а «плохо».

Примерно тоже и с чертами характера, например, все знают, что быть грязнулей – плохо, а аккуратным – хорошо. А если человек слишком аккуратный, почему-то окружающим это тоже не нравится. Почему? Что плохого в том, если кто-то – «чистюля»?

Когда человек малообщительный, то собеседник из него не очень приятный. А если чересчур общительный и разговорчивый – это хорошо? Почему?

Какие еще привычки, черты характера могут переходить в свою противоположность (приносят уже не пользу, а вред), если они очень ярко проявляются.

Ведущий делает вывод: во всем должно быть чувство меры, золотая середина.

III. Заключительная часть


  • Вопрос к детям: здоровье важно для человека? Значит необходимо помнить о нем каждую минуту? (Нет, просто нужно соблюдать правила здоровья.)

Ведущий подводит итоги занятия, спрашивая учащихся, что нового и полезного они узнали, что было для них особенно интересным.

Источник

Иммунная система жизненно необходима для человека. Без её нормальной работы организм становится беззащитным перед опасными бактериями, вирусами, грибками и прочими вредными возбудителями. Иммунитет представлен обширной сетью клеток и тканей, которые постоянно ведут поиск патогенов, и, обнаружив врага, атакуют его. Активные элементы иммунной системы отличают наши собственные здоровые клетки и ткани от инородных по принципу “свой-чужой”. Постараемся кратко рассказать о главных защитниках нашего организма.

Простуда и грипп

Лейкоциты

Белые кровяные клетки, называемые лейкоцитами, циркулируют в кровеносных и лимфатических сосудах и постоянно “патрулируют” организм, в поиске вредных возбудителей. Как только они обнаружены, количество лейкоцитов увеличивается, что означает начало борьбы с инородным телом. Кроме того, белые кровяные клетки посылают сигнал всем остальным органам и тканям подготовиться к отражению “атаки”.

Наши белые кровяные клетки хранятся в разных местах, которые называются лимфоидными органами или органами иммунной системы:

  • Вилочковая железа (Тимус) – железа, которая находится между легкими, где формируются Т-клетки иммунной системы.
  • Селезёнка – орган, который фильтрует кровь. Находится в верхней левой части живота.
  • Костный мозг – находится внутри костей. Также производит эритроциты.
  • Лимфоузлы – небольшие железы, расположенные по всему телу, связанные между собой лимфатическими сосудами.
Читайте также:  Сколько живут лимфоциты у человека

Существует два основных типа лейкоцитов, – фагоциты и лимфоциты:

Фагоциты

Они окружают, расщепляют и поглощают патогенные микроорганизмы. Есть несколько групп фагоцитов, в том числе:

  • Нейтрофилы – наиболее распространенная группа фагоцитов, который, как правило, атакуют бактерии.
  • Моноциты – это самый крупный и наиболее активный тип фагоцитов, который через несколько дней после циркуляции в крови проникает в ткани и трансформируется в макрофаги.
  • Макрофаги – обнаруживают и пожирают патогенные микроорганизмы и отмирающие клетки.
  • Тучные клетки – играют ключевую роль в борьбе с воспалением, аллергенами, травмами и др.

Лимфоциты

Лимфоциты позволяют организму запоминать патогены и распознавать их, если они снова возвращаются для атаки здоровых клеток. Это главные клетки, которые создают так называемые антитела и иммунный ответ организма на инфекции. Лимфоциты формируются в костном мозге, после чего часть из них остаётся там и превращается в В-лимфоциты (В-клетки). Вторая часть направляется в тимус, где трансформируется в Т-лимфоциты (Т-клетки).

Каждый из этих типов клеток выполняет свои задачи:

  • В-лимфоциты – продуцируют антитела и сообщают Т-лимфоцитам о начале атаки.
  • Т-лимфоциты – разрушают поврежденные клетки и передают сигнал опасности другим лейкоцитам.

Что такое иммунный ответ?

Кожная реакция на укус комара

Здоровый иммунитет отличает нормальные клетки от повреждённых или заброшенных в организм извне. Это происходит путём идентификации белков, которые находятся на поверхности всех клеток.

Антиген – это любое вещество, которое организм считает чужеродным и вызывает его иммунный ответ.

Часто это бактерии, грибки, вирусы, токсины или инородные тела. Но это могут быть и наши собственные клетки, которые работают неправильно или уже погибли в результате естественного процесса – апоптоза.

Роль В-лимфоцитов

Как только B-лимфоциты обнаруживают антиген, они начинают выделять антитела (антиген сокращенно “генератор антител”), – особые белки, которые связываются со специфическими антигенами.

Каждая В-клетка производит одно специфическое антитело. Например, одна создаёт антитело против бактерий, вызывающих пневмонию, а другая может распознать вирус гриппа.

Антитела являются частью большого семейства химических веществ, называемых иммуноглобулинами, которые играют важную роль в иммунном ответе:

  • Иммуноглобулин G (IgG) – опознаёт и маркирует микробы, чтобы другие иммунные клетки могли их распознавать и начать борьбу с ними.
  • IgM – класс антител, которые первыми свидетельствуют о начале инфекции.
  • IgA – концентрируются в различных жидкостях организма, таких как слизистая оболочка носа, желудочный сок, слезы, слюна и защищают организм от проникновения патогенов, прежде всего вирусов и токсинов.
  • IgE – отвечает за развитие аллергических реакций и участвуют в иммунном ответе на действие паразитов, таких как гельминты.
  • IgD – помогают активировать B-лимфоциты и запуск иммунного ответа.

Антитела являются маркерами антигена, но они не убивают его, а лишь дают сигнал другим клеткам иммунной системы, таким как фагоциты, начать уничтожение патогена.

Роль Т-лимфоцитов

Существуют несколько типов Т-лимфоцитов:

T- хелперы – координаторы иммунного ответа. Часть из них передаёт сигналы опасности другим клетками, другие стимулируют В-клетки вырабатывать больше антител, третьи – привлекают к работе дополнительные Т-клетки и фагоциты.

Т- киллеры – уничтожают поражённые клетки организма, не позволяя патогену размножаться дальше. Они особенно полезны для борьбы с вирусами. Выделяя интерферон, T-киллеры ограничивают его проникновение в соседние клетки.

Сопротивляемость организма

Эхинацея пурпурная

Иммунная система каждого человека индивидуальна, но, как правило, она становится сильнее по мере взросления, так как к этому времени, каждый из нас уже подвергся воздействию большего количества патогенов и выработал иммунитет к ним. Именно поэтому подростки и взрослые болеют реже детей. Копия произведённого антитела сохраняется в организме, и если уже известный ему антиген появляется снова, он с ним быстро справляется. По этой причине, человек болеет такими заболеваниями как ветряная оспа только однажды. Это и называется иммунитет.

Существует три типа иммунитета:

  • Врожденный
  • Приобретённый
  • Пассивный

Врожденный иммунитет

Все люди рождаются с определённым уровнем невосприимчивости к патогенам. Иммунная система атакует их с первого дня жизни. Врожденный иммунитет включает в себя внешние заградительные барьеры нашего тела, его первую линию защиты, – кожу и слизистую оболочку. Это называется общим или неспецифическим иммунным ответом. Если возбудителю удается проникнуть через эти барьеры, в дело вступает адаптивный или приобретенный иммунитет.

Приобретенный иммунитет

Этот тип защиты от болезнетворных микроорганизмов развивается по мере взросления. Перенесённые болезни или вакцинация создают архив антител к различным патогенам, – иммунологическую память.

Пассивный иммунитет

Тип иммунитета, “заимствованный” из другого источника, который не длится вечно. Например, младенец получает антитела от матери через плаценту до своего рождения и из грудного молока после появления на свет. Пассивный иммунитет защищает ребенка от некоторых инфекций в первые годы жизни.

Вакцинация

Прививка, – это ввод антигена или ослабленного патогена в организм человека при котором он не заболевает, но вырабатывает и сохраняет антитела.

Расстройства иммунитета

Поскольку иммунитет является очень сложной системой, возможны ситуации, которые не позволяют ей работать нормально. Существуют три типа иммунных расстройств:

Иммунодефициты

Возникают тогда, когда часть или несколько частей иммунной системы не функционирует. Иммунодефициты могут быть вызваны различными причинами, включая возраст, метаболические проблемы, недоедание, алкоголизм. Примером приобретенного иммунодефицита является ВИЧ/СПИД.

В ряде случаев иммунодефицит может передаваться по наследству, например, при хронической гранулематозной болезни, когда фагоциты не работают должным образом.

Аутоиммунные заболевания

При этих заболеваниях иммунная система ошибочно принимает здоровые клетки за чужеродные патогены или больные клетки и атакует их. К ним относятся целиакия, диабет первого типа, ревматоидный артрит, болезнь Грейвса и др.

Гиперчувствительность

При повышенной чувствительности наша иммунная система чрезмерно реагирует на попадание в организм какого-либо вещества, что приводит к повреждению здоровых органов или тканей. Примером гипречувствительности является анафилактический шок, – реакция организма на аллерген, которая может быть опасна для жизни.

Читайте также:  Лимфоциты при хроническом панкреатите

Будьте здоровы!

Если этот материал был полезен для вас,- оцените его лайком и подписывайтесь на канал srokgodnosti. Спасибо!

Для получения дополнительной скидки 5% на сайте iHerb, при заказе воспользуйтесь этим промокодом, – BBI2773

О том, как иммунитет справляется с новым коронавирусом COVID-19, читайте здесь

#иммунитет #иммунная система #лейкоциты #лимфоциты #вирусы

Источник

Îäèí áëàãîðîäíûé ðûöàðü âçÿë ê ñåáå â îðóæåíîñöû ó÷åíèêà è ñòàë ó÷èòü òîãî èñêóññòâó âîéíû, óìåíèþ îáðàùàòüñÿ ñ ëîøàäüìè, ÷åñòè è äîñòîèíñòâó. Íî ñíà÷àëà ïÿòü ðàç ñïðîñèë îí ó íåãî:
– Óâåðåí ëè òû, ÷òî õî÷åøü ñòàòü ðûöàðåì? Âûäåðæèøü ëè òû âñå íåâçãîäû, êîòîðûå âûïàäóò òåáå? Áóäåøü ëè òû äîñòîèí ñåãî çâàíèÿ?
Îòâå÷àë êàæäûé ðàç ó÷åíèê óòâåðäèòåëüíî. È âîò ñî âðåìåíåì îâëàäåë îðóæåíîñåö âñåìè çíàíèÿìè, êàêèìè ñìîã ñ íèì ïîäåëèòüñÿ ñëàâíûé ðûöàðü.  ñîâåðøåíñòâå ñòàë îðóæåíîñåö îáðàùàòüñÿ ñ êîïüåì äëÿ êîííîé ñøèáêè, ìå÷ òàê è ïåë â åãî ðóêàõ ãðîçíóþ ïåñíþ âîéíû, áîåâûå êîíè íå íóæäàëèñü â äîïîëíèòåëüíîì ïîíóêàíèè, à ñëóøàëèñü òîëüêî íîã åãî.
Ïðèøåë ïîñëåäíèé äåíü è îðóæåíîñåö ñêëîíèë ãîëîâó ïåðåä ñâîèì íàñòàâíèêîì è â íàäëåæàùåì ñìèðåíèè ñïðîñèë:
– Äîñòîèí ëè ÿ íîñèòü ðûöàðñêèé ïîÿñ?
– Òû ñëàâíûé âîèí, ìíîãîìó ìîæíî ó òåáÿ ïîó÷èòüñÿ. Òû âåíåö ìîåãî òâîðåíèÿ, äîñòîéíåéøèé èç äîñòîéíûõ, – îòâå÷àë ó÷èòåëü. – Íî ðûöàðü áåç ëþáâè â ñâîåì ñåðäöå ñòîèò íåìíîãîãî.
Íå ðàññòðîèëñÿ îðóæåíîñåö îòêàçó, ïî÷èòàë îí ñâîåãî íàñòàâíèêà äàæå áîëüøå ÷åì ðîäèòåëåé è ïîòîìó äîâåðÿë åìó áîëüøå ÷åì ñåáå. È óøåë èñêàòü äàìó ñâîåãî ñåðäöà áóäóùèé ðûöàðü. Æäàë åãî íàñòàâíèê è æäàë åãî ðûöàðñêèé ïîÿñ, äî ïîðû äî âðåìåíè ëåæàâøèé â ñóíäóêå.
È âîò âåðíóëñÿ îðóæåíîñåö â çàìîê ñëàâíîãî ðûöàðÿ. Ñâåðêàëè ãëàçà åãî è ëó÷èëèñü ñ÷àñòüåì, âèäíî íàøåë îí ñâîþ äåâó. Îáðàòèëñÿ òîãäà ó÷åíèê ê ó÷èòåëþ:
– ß íàøåë òó, ÷òî ñòàíåò ÿðêîé çâåçäîé íà òåìíîì íåáå. Êîãäà òó÷è çàêðîþò ñîáîé âñå íåáî, îíà óêàæåò ìíå ïóòü, è ÿ íèêîãäà íå áóäó îäèíîê!
Íàñòàâíèê ïîñìîòðåë íà îðóæåíîñöà è óñîìíèëñÿ â åãî ñëîâàõ:
– Òû ñ÷àñòëèâ, êàê áåäíûé ðûöàðü, ïîëó÷èâøèé âîçìîæíîñòü îáëà÷èòñÿ â äîñïåõè äîñòîéíûå ñàìîãî êîðîëÿ, íî áóäóò ëè îíè â ïîðó, íå áóäåò ëè óäîáíåå îäåòü íà ñåáÿ ñòàðóþ êîëü÷óãó èëè áûòü âîâñå áåç äîñïåõà?
Ðàññòðîèëñÿ îðóæåíîñåö, íî íå ïîäàë âèäó è îòïðàâèëñÿ âîñâîÿñè. Âåðíóëñÿ îí ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé è ïðèíåñ ñ ñîáîé äóðíóþ âåñòü î òîì, ÷òî åãî äàìà îáðó÷èëàñü ñ äðóãèì – áîëåå ðîäîâèòûì è áîãàòûì áàðîíîì. Âçîð îðóæåíîñöà ïûëàë, è íåíàâèñòü ïåðåïîëíÿëà åãî äóøó.
– Âû ïðàâû áûëè ó÷èòåëü, ÿ íå ëþáëþ åå, – ñêâîçü ñòèñíóòûå çóáû ïðîãîâîðèë ó÷åíèê.
– Ðàçâå ýòîìó ÿ ó÷èë òåáÿ? Âèäèìî ïëîõîé èç ìåíÿ íàñòàâíèê, – ñëàâíûé ðûöàðü ñìîòðåë íà ó÷åíèêà è ñ ñîæàëåíèåì ãîâîðèë. – Áûòü ÷åñòíûì, è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ïåðåä ñîáîé. Òû íå ãîòîâ ïîêà ñòàòü ðûöàðåì.
Îðóæåíîñåö ñåë íà êîíÿ è ïîíóðèâ ãîëîâó, óñêàêàë ïðî÷ü. Ïðîøåë ìåñÿö è ñíîâà ðàçäàëñÿ ñòóê â âîðîòà çàìêà áëàãîðîäíîãî íàñòàâíèêà.
– ß íå ëþáëþ åå, – ÷óòü íå êðè÷àë îñóíóâøèéñÿ è âìèã ïîâçðîñëåâøèé îðóæåíîñåö. – Íåò ó ìåíÿ áîëåå ìåñòà â ñåðäöå äëÿ íåå.
È ñíîâà ó÷èòåëü ïîñìîòðåë â ãëàçà ðûöàðÿ è óâèäåë òàì ñîâñåì äðóãîé îòâåò íà ñâîé íåìîé âîïðîñ. Ïîòóõøèé âçîð è áîëüøàÿ òîñêà ïîñåëèëàñü â íåì. Ïîëíûå áîëè ãëàçà ñìîòðåëè íà ó÷èòåëÿ. Íè÷åãî íå ñêàçàë íàñòàâíèê, âåëåë ïðîñòî çàêðûòü âîðîòà, íå ïóñêàÿ îðóæåíîñöà âíóòðü.
È ñíîâà ïîòåêëî íåñïåøíî âðåìÿ, ñëîâíî âîäà â ðåêå. Äåíü çà äíåì, íî÷ü çà íî÷üþ. Ëåòî ñìåíèëà âåñíó, à çàòåì çèìà – îñåíü. È ñòîÿë îäèíîêèì çàìîê íà ñêàëèñòîì âûñòóïå. Áëàãîðîäíûé ðûöàðü ñèäåë çà äóáîâûì ñòîëîì è æäàë ñâîåãî ëó÷øåãî ó÷åíèêà.
È âîò ðàçäàëñÿ øóì è ðàäîñòíûé ãâàëò çàìêîâîé ÷åëÿäè. Âûøåë ðûöàðü âî äâîð è óâèäåë îðóæåíîñöà. Òîò ñòîÿë ïîä äîæäåì, ñêëîíèâ ãîëîâó. Ïîäîøåë ðûöàðü ê íåìó è ïîäíÿë åãî ãîëîâó, è óâèäåë êàïëè äîæäÿ, òåêóùèå ïðÿìî èç ãëàç è ïóñòîé âçãëÿä â íèêóäà. Ïðîãîâîðèë òîãäà îðóæåíîñåö, è áûëî âèäíî, ÷òî ñ òðóäîì äàþòñÿ åìó ñëîâà.
– Îíà ñâåò æèçíè ìîåé, ÿ ëþáëþ åå è íå ìîãó æèòü áåç íåå.
È îáíÿë òîãäà ó÷èòåëü ó÷åíèêà ñâîåãî.
– Òåïåðü òû äîñòîèí ðûöàðñêèõ øïîð, êàê íèêòî äðóãîé. Òåïåðü òû çíàåøü, ÷òî çíà÷èò ëþáèòü è  èãðàòü ñ ëþáîâüþ. Òåïåðü òû ÷åñòåí ñ ñîáîé, à, çíà÷èò, áóäåøü ÷åñòåí è ñî âñåìè. Òåïåðü òû çíàåøü íå òîëüêî êàê ïðè÷èíÿòü áîëü, íî è êàê ÷óâñòâîâàòü åå, – ðûöàðü óäàðèë îðóæåíîñöà, – à ýòî, ÷òîá òû íèêîãäà íå çàáûë. – Ñòàðûé ðûöàðü óëûáíóëñÿ. – Ñëóæè æå òåïåðü ñâîåé äàìå ñåðäöà, êàê ðûöàðü è íå ïîñðàìè ìåíÿ.
Íàñòàâíèê îáíÿë ñâîåãî ó÷åíèêà, íî íå áûëî ðàäîñòè â ãëàçàõ îðóæåíîñöà, ïîñêîëüêó òîëüêî òåïåðü îí ïîíÿë, ÷òî çíà÷èò áûòü ðûöàðåì, íå ñêàçî÷íûì ãåðîåì èç ñêàçîê è áàëëàä, à â æèçíè. È íå äîáàâèëî ýòî åìó ðàäîñòè.

© Copyright: Åðìîëèí Äìèòðèé, 2012
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹212121401695

Источник

В рубрике «Поэтическая история» мы рассказываем вам о великих поэтах прошлого, опыт и жизнь которых вдохновляют нас созидать.

Автор: @amidabudda

Иллюстрация @konti

Первый поэт Ренессанса, король дорог, вечный школяр и бродяга, последний вагант Франсуа Вийон.

О его жизни больше слухов, чем фактов.

Внебрачный сын аристократа, получивший фамилию приютившего его мать священника Бенедикта Гийома Вийона. Шутник и острослов. Студент Парижского университета, не успевший доучиться из-за несчастного случая — на него с ножом напал священник Филипп Сермуаз, защищаясь, Франсуа убил его. Ожидая решения суда, без средств к существованию он провёл несколько месяцев среди бандитов-кокийяров, единственных, кто принял его, и за это время в совершенстве овладел арго.

После оправдательного приговора этого соседства не простили поэту и изгнали его из Парижа. Пять лет он скитался по Франции, исходив множество дорог, порой находя приют у влиятельных аристократов, таких как поклонник поэзии герцог Карл Орлеанский.

Читайте также:  Значение лейкоцитов и лимфоцитов

Одно из самых глубоких и известных произведений Вийона родилось здесь — во время поэтического состязания в Блуа.

Баллада поэтического состязания в Блуа

От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я Всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всём.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз я вижу розы мая.
Долина слёз мне радостнее рая.
Зажгут костер и дрожь меня берёт,
Мне сердце отогреет только лёд.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звёзды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только днём.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймёт.
Я знаю, что полыни горше мёд.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счёт.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придаёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Его острый язык нередко приносил ему неприятности в обществе, где к власть предержащим было принято относиться с глубоким почтением и почитанием.

Так, в Мён-сюр-Луар его заключил в темницу епископ д’Оссиньи и пытал поэта до тех, пока по счастливой случайности через город не проезжал на коронацию Людовик XI, объявивший амнистию всем преступникам.

Затем Вийон вернулся в Париж, где создал свои самые известные произведения — «Эпитафию в ожидании виселицы» и «Большое завещание».

В 1462 году ему не посчастливилось оказаться на месте преступления. Поэта взяли под стражу, приговорили к смертной казни и после его настойчивых апелляций оправдали. Однако из-за репутации бродяги изгнали из Парижа, после чего о его судьбе ничего неизвестно.

Такова доступная нам биография Франсуа Вийона, родившегося во время, когда поэзия переживала застой.

Стихи должны были олицетворять красоту мироздания, объяснять божественный порядок вещей. Возвышенные строки, залитые в прекрасную форму канона, лишались самого главного — жизни.

Вийон же, не нарушая установленных правил стихосложения, дал поэзии новое дыхание, затрагивая острые, волнующие вопросы, казавшиеся до того неприличными.

Однако остался не понятым современниками. Аристократы воротили нос от поднятых тем, а обычные горожане были не способны оценить философскую глубину его строк.

Поистине «Я всеми принят, изгнан отовсюду»…

Гуманистичный, глубоко человечный, не боявшийся говорить о смерти, живущий без проповедей и осуждений — таков Франсуа Вийон.

Эпитафия, написанная Вийоном для него и его товарищей в ожидании виселицы

Ты жив, прохожий. Погляди на нас.
Тебя мы ждём не первую неделю.
Гляди — мы выставлены напоказ.
Нас было пятеро. Мы жить хотели.
И нас повесили. Мы почернели.
Мы жили, как и ты. Нас больше нет.
Не вздумай осуждать — безумны люди.
Мы ничего не возразим в ответ.
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

Дожди нас били, ветер тряс и тряс,
Нас солнце жгло, белили нас метели.
Летали вороны — у нас нет глаз.
Мы не посмотрим. Мы бы посмотрели.
Ты посмотри — от глаз остались щели.
Развеет ветер нас. Исчезнет след.
Ты осторожней нас живи. Пусть будет
Твой путь другим. Но помни наш совет:
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

Господь простит — мы знали много бед.
А ты запомни — слишком много судей.
Ты можешь жить — перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

Удивительно наблюдательный, перемерявший тысячи масок, искренний, смеющийся над пороками и над собой.

Баллада примет

Я знаю, кто по-щегольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю у монаха крест на брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю летопись далёких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю, как смеются потаскухи,
Я знаю проведут тебя простухи,
Я знаю пропадешь с такой, любя,
Я знаю пропадают с голодухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истину и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Жизнь Франсуа Вийона стала вдохновением для многих поэтов и писателей. Его творчество ценили Рабле, Лафонтен, Мольер, Буало, Вольтер, Верлен, Стивенсон, Мандельштам, Окуджава, посвятивший ему знаменитую «Молитву»…

Франсуа Вийон ушёл, отпечатки его ног на бесчисленных дорогах давно стёрты… Однако с нами остались его душа, запечатлённая в стихах, и удивительная правда жизни, всегда помогающая оставаться человеком.

Стихи в переводе Ильи Эренбурга

Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!

Страница сообщества «Поэзия» на golos.io

Источник